$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

ВАКАНСИИ С ДИСКРИМИНАЦИЕЙ

13.05.2011

«Требуется бухгалтер с опытом работы. Женщина, до 35 лет, минская прописка обязательна». Подобные объявления во множестве появляются в СМИ и в Интернете и не привлекают особого внимания, кроме, разумеется, тех, кто ищет работу. Однако, как ни странно, здесь содержится серьезное нарушение действующего законодательства, в т.ч. Конституции Беларуси.

Еще летом 2009 г. Конституционный Суд (далее — КС), рассмотрев вопрос, затрагивающий интересы граждан, работающих на основе трудовых договоров, в Решении от 17.07.2009 № Р-360/2009 «Об обеспечении равных прав граждан в сфере труда» установил наличие в законодательстве возможности введения нанимателями дискриминационных условий в предложениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях), которой они, нимало не смущаясь, пользуются.

Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 14 Трудового кодекса в сфере трудовых отношений запрещается дискриминация. Уточним, что таковой здесь признается только ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального происхождения, языка, религиозных или политических воззрений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, недостатков физического или психического характера, не препятствующих выполнению соответствующих трудовых обязанностей.

В то же время согласно ч. 3 ст. 14 ТК не считаются дискриминацией любые различия, исключения, предпочтения и ограничения, основанные на свойственных данной работе требованиях, а также обусловленные необходимостью особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (женщины, несовершеннолетние, инвалиды, лица, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др.).

Аналогичные требования относительно дискриминационных условий содержатся и в ст. 10 Закона от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее — Закон № 125-З).

КС сделал вывод о том, что все иные обстоятельства, приводящие к различиям, исключениям, предпочтениям и ограничениям, не связанные с деловыми качествами и не обусловленные спецификой трудовой функции либо статусом работника, могут рассматриваться как дискриминационные. В первую очередь к ним высшим судебным органом отнесены требования, касающиеся пола, возраста и места жительства. Вместе с тем указанные положения ТК и Закона № 125-З содержали исчерпывающий перечень дискриминационных обстоятельств, в который эти требования не входят.

Нанимателей, предъявляющих особые «претензии» к кандидатам на вакантные должности, понять можно: их требования обусловлены заинтересованностью не только в опытных квалифицированных работниках, обладающих профессиональными знаниями и практическими навыками, способных грамотно организовать работу и выполнять порученные задания, но и в таких, кто не имеет жилищных проблем и не уйдет в любой момент в декретный отпуск. В результате часто в объявлениях о вакансиях можно увидеть указание на желаемый пол, возраст, а порой и место жительства соискателя. Дошло до того, что на интернет- сайтах, где размещается информация о вакансиях, указание этих требований к кандидатам стало едва ли не обязательным.

КС установил, что включение нанимателями в предложения о вакансиях требований, касающихся пола, возраста, места жительства, иных обстоятельств, которые могут быть признаны в качестве дискриминационных, создает предпосылки для нарушения закрепленных в Конституции прав и свобод граждан. В результате он признал необходимым внести дополнения в ст. 14 ТК, включив возраст и место жительства в число дискриминационных обстоятельств и установив их открытый перечень, а также в ст.ст. 10 и 21 Закона № 125-З, уточнив содержащийся в ст. 10 перечень дискриминационных обстоятельств и предусмотрев в ст. 21 положения о недопущении установления нанимателем дискриминационных условий в предложениях о трудоустройстве.

До кодекса у депутатов почему-то руки так и не дошли, зато они приняли Закон от 28.12.2009 № 94-З, вступивший в силу 25 января 2010 г., которым была введена новая редакция ст. 10 Закона № 125-З. В ней в перечень дискриминационных условий, ограничивающих гарантии реализации права на труд, кроме перечисленных выше, включены также возраст, место жительства и иные обстоятельства, не связанные с деловыми качествами и не обусловленные спецификой трудовой функции или статуса работника. Уточнены и обязанности нанимателя в области обеспечения занятости населения, установленные ст. 21 Закона № 125-З. В числе прочих теперь фигурирует и обязанность оказывать гражданам помощь в трудоустройстве, не допуская при этом установления дискриминационных условий, ограничивающих гарантии реализации права на труд (ранее про дискриминационные условия здесь ничего не говорилось). Кроме того, с 25.01.2010 г. нанимателям запрещается указывать дискриминационные условия в предложениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях). Правда, адекватных санкций в ст.9.15 КоАП «Нарушение законодательства о занятости населения» не появилось. Так что дискриминация по тем или иным признакам остается в Беларуси делом вполне безопасным и безнаказанным. Но однажды этот пробел будет устранен. И тогда стандартным станет объявление: «Требуется работник на должность… Пол, возраст и место жительства значения не имеют».

Александр ГАНАГО