$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

В ЗОНЕ РИСКА

30.01.2007

Для транспортников цены на топливо — всегда «горячая» новость. Но прежние волнения кажутся сегодня сущим пустяком по сравнению с теми, которые выпали на самую «движущуюся» и энергозависимую отрасль республики и, по крайней мере, ожидают ее в ближайшие три года. Готовы ли к этому автоперевозчики, железнодорожники и авиаторы, в результатах работы которых столь велика энергетическая составляющая?

Разговор об этом состоялся в минувший четверг на расширенной итоговой коллегии Министерства транспорта и коммуникаций.

По словам министра Владимира Сосновского, доля газа, электро — и тепловой энергии в себестоимости в целом по отрасли оценивается сегодня в 3,7%. При этом повышение стоимости энергоносителей может привести к увеличению доли этих энергозатрат до 4,5-4,6%. И хотя эта составляющая сегодня не видится столь опасной, расчеты показывают: она повлечет за собой снижение рентабельности и прибыльности предприятий, скажется на финансово-экономических результатах. Неизбежно в таких случаях уточнение цен на моторное топливо, что сразу же ограничит возможность автотранспортных предприятий обеспечивать себя оборотными средствами и инвестиционными ресурсами. К слову, сегодня моторное топливо в себестоимости авиационной деятельности, заметил министр, доходит до 20-22%, столько же оно составляет в автомобильной и немного ниже в дорожной и железнодорожной сферах.

Инвестиционные вложения, которые в 2006 г. превысили на 15-18 процентных пунктов программные показатели, говорят о том, что не готовы в полной мере транспортники к новому повороту событий, обратился к участникам коллегии В.Сосновский. «Мы должны переосмыслить свою энергетическую программу. Все инвестиционные вложения в энергосбережение должны быть значительно увеличены, нормативы энергозатрат пересмотрены в сторону их резкого уменьшения, без этого предприятиям не выжить. Адекватными к ситуации должны быть и организационные меры на всех участках отрасли: экономить во всем, не говоря уже о выключенной лампочке при выходе из кабинета…».

И такие опасения — на фоне вполне благополучных результатов года! По его итогам объемы грузоперевозок в республике превысили уровень 2005 г. по всем видам транспорта: автомобильному — на 7,1% (в том числе по министерству — на 6,2%), железнодорожному — на 6,4%, воздушному и внутреннему водному — соответственно на 69,9% и 27,4%. Также по всем видам у транспортников высок (перевыполнен) темп роста доходов от перевозок грузов и пассажиров (только по автомобильному он составил за 11 месяцев 2006 г. 115,6% вместо 110% запланированных). Превышен (на 23,1%) объем морских перевозок внешнеторговых грузов на 3,1 млн. т. За впечатляющими цифрами — активное обновление автопарка, рост темпа экспорта услуг (108,5%), снижение удельного веса убыточных предприятий в общем их количестве в отрасли с 23,8% до 5,1%.

На невидимую и пока еще не столь проявившуюся сторону «медали» развития отрасли обратил внимание в своем выступлении заместитель министра экономики Андрей Тур. В одном из самых благополучных за последние 12 лет году, прожитого реальным сектором в приятных инфляционных условиях, при стабильных кредитах и валютном курсе, благоприятной конъюнктуре на внешних рынках, не выполнены два макроэкономических показателя, но именно они стали ключевыми в сложившейся ситуации. Речь идет о реальных денежных доходах, которые в минувшем году (при прогнозе в 108-109%) составили 117,5%, значительно опередив уровень производительности труда — 107,2%. То есть, сказал замминистра, мы подошли к тому рубежу, когда начинаем проедать все, что создали. Это тревожный симптом для транспортной отрасли, которая при новых ценах на энергоносители невольно попала в зону риска. Как же быть?

«Козырной картой» в этой ситуации может стать только увеличение объема экспорта транспортных услуг (по всем видам транспорта они составили в 2006 г. 108,5%). В минувшем году сформировано положительное сальдо (объем экспорта превышает объем импорта в 3 раза), но вместе с тем более 200 млн.USD затратили субъекты хозяйствования на импорт транспортных услуг. Для транзитной страны с развитой отраслью и инфраструктурой это непростительное упущение. Именно экспорт услуг в определенной степени косвенно решает стратегическую для белорусской экономики экономики проблему энергосбережения, ключевую для транспортной отрасли. Валютная составляющая ее для экономики в 2007 г. значительна — 713 млн.USD, отметил Андрей Тур. Жаль, что политика платных услуг не всегда еще находит понимание и отклик у руководителей автотранспортных предприятий, Белорусской железной дороги, Департамента по авиации. Последних, к слову, тяготит наличие нерентабельных предприятий, созданных еще в бытность самостоятельно развивающихся ведомств, о чем рассказали их руководители.

О спасительной инновационной составляющей отрасли напомнили разве что частные перевозчики. На протяжении уже длительного времени они демонстрируют высочайшую активность в экспорте транспортных услуг. Достаточно сказать, что на долю предпринимательских структур приходится свыше 70% всех экспортных перевозок. Министр транспорта В.Сосновский отметил, что они — достойный пример подражания для госпредприятий. Последним трудно состязаться с ними в оперативности, подборе кадров, современном менеджменте. Уж кому-кому, а частнику некогда ждать, когда спрос на его услуги пожалует. Он их сам должен формировать, иначе на рынке ничего не заработаешь. Так же и с кадровой проблемой, о ней, к слову, с обеспокоенностью говорили начальник Белорусской железной дороги Владимир Жерело, директор Департамента по авиации Вадим Мельник, генеральный директор РАТУП «Витебскоблавтотранс» Александр Семенец и другие. Стареет отрасль — нужно растить молодые кадры.

Еще одна проблема. В прошлом году, как известно, Минтрансу были переданы от Министерства внутренних дел функции по проведению государственного технического осмотра автротранспорта. Спрос на эти услуги за последние годы заметно вырос. Вместе с тем система не — четко отрегулирована, а качество проведения техосмотров еще далеко от идеала. Как и подготовка самих водителей. Словом, вновь вся надежда на новые рыночные методы организации важного дела и современный менеджмент.

Светлана ПОЛЯКОВА