$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

В зоне особого внимания рынок нефтепродуктов

31.07.2007

27 июля 2007 г. на заседании коллегии Комитета государственного контроля Республики Беларусь были рассмотрены результаты проверки соблюдения законодательства в сфере импорта, оптовой и розничной торговли горюче-смазочными материалами. Коллегия отметила, что в этой сфере деятельности недостаточно урегулирован ряд вопросов лицензирования, имеются проблемы с качеством реализуемых населению ГСМ. А потому отдельные направления оборота нефтепродуктов требуют законодательного решения.

Выступая на коллегии, председатель ГГК Зенон Ломать отметил, что ГСМ — подакцизный товар, на который приходится около 50% поступившей в бюджет суммы акцизов, а с учетом важности для экономики страны — это товар стратегического значения. В то же время из 80 проверенных субъектов предпринимательской деятельности у 73 (91%) выявлены нарушения. 52 из них преступали налоговое законодательство, 15 — порядок учета ГСМ, 19 — требования технического нормирования и стандартизации, 8 — порядок ценообразования.

Данные нарушения во многом обусловлены тем, что лицензирующий орган — Белорусский государственный концерн по нефти и химии (концерн «Белнефтехим») — недостаточно контролировал деятельность лицензиатов, занятых оптовой и розничной торговлей нефтепродуктами. В настоящее время лицензии на право торговли нефтепродуктами имеют 505 субъектов хозяйствования, свыше 80% из которых являются посредниками. При этом КГК выявлено 29 субъектов, длительное время не отчитывающихся перед налоговыми органами, или ликвидированных, но числящихся в реестре лицензий Белнефтехима. Некоторые лицензиаты занесены в список лжепредпринимательских структур. Правда, как отметил заместитель председателя Белнефтехима В.Волков, концерном с 2003 по 2007 гг. были аннулированы 228 лицензий. Однако, как показывают проверки, такие решения нередко запаздывают.

Так, в сентябре 2004 г. на 5 лет выдана лицензия на оптовую торговлю нефтепродуктами минскому СЧУП «Джемини-Плюс», которое еще с июня 2004 г. не отчитывалось перед налоговыми органами, в феврале 2005 г. занесено в спецреестр лжепредпринимательских структур, а в феврале 2006 г. как банкрот исключено из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако даже на момент проверки действие лицензии прекращено не было.

В октябре-ноябре 2006 г. и марте 2007 г. ТТЧУП «Глициния» (г. Минск) поставило нефтепродукты на сумму 2 млрд. Br минскому ЧТУП «Фелонатос», которое, в июле 2006 г. получив лицензию, уже в октябре 2006 г. прекратило отчитываться перед налоговыми органами. Задолженность предприятия перед бюджетом составляет 11,9 млрд. Br. В то же время его лицензия действительна до июня 2011 г.

Контроль качества реализуемых в стране нефтепродуктов возложен на Госстандарт и концерн «Белнефтехим». Однако концерн нарушений требований технического нормирования и стандартизации практически не выявляет. Выступающие отметили, что из 279 направленных в лаборатории концерна проб отклонения выявлены лишь в одной. Вместе с тем проверки обнаруживают нарушения гораздо чаще. В частности, органы МВД нашли отклонения в 75% из 85 проб. Так, Крулевщизненским филиалом РУП «Белоруснефть-Витебскоблнефтепродукт» реализовывалось 11,2 тонны нестандартного дизтоплива на сумму 16,4 млн. Br, на складах ИП Боброва А. П.  (г. Гомель) запрещена реализация 60 т такого топлива на сумму 84,4 млн. Br. Всего обнаружено 3 млн. т некондиционного топлива на сумму 2885 млн. Br. Нередко нечистые на руку бизнесмены продают под видом дизтоплива печное, которое значительно дешевле (456 и 792 USD за тонну соответственно). К сожалению, объем таких преступлений растет: если в прошлом году было изъято 647 тыс. л некондиционного топлива, то только за январь-июнь 2007 г. — 500 тыс. л.

На 13 АЗС колонки работали с отклонениями, у 176 выявлены нарушения в метрологии.

На коллегии отмечено, что выявленные нарушения вызваны также отсутствием в Положении о лицензировании оптовой и розничной торговли нефтепродуктами, утв. постановлением Совмина от 20.10.2003 № 1375, особых требований и условий. Так, в Положении оговорено, что соискатель лицензии должен представить документальное подтверждение наличия складов хранения нефтепродуктов и автозаправочных станций. Но не уточняется, что эти объекты должны находиться у лицензиата в собственности или в хозяйственном ведении. Отсутствуют и требования к осуществлению оптовой и (или) розничной торговли нефтепродуктами с указанием в лицензии торговых объектов. Вместе с тем, как показала проверка, введение таких требований необходимо.

Так, ИЧТУП «Сензиб-Ойл» (г. Минск), допустившее многочисленные нарушения и имеющее в собственности лишь 2 компьютера и набор мебели стоимостью 2,4 млн. Br, осуществляло деятельность (товарооборот за 2006 г. — свыше 13 млрд. Br) только на арендованных АЗС и складах хранения. Минское ТТЧУП «Глициния» реализовало бензин на сумму свыше 1 млрд. Br с автозаправочных станций, не указанных в лицензии. Ряду субъектов концерном выдавались лицензии на право осуществления оптовой торговли нефтепродуктами с одного и того же склада. Так, концерн выдал лицензии на право оптовой торговли нефтепродуктами со склада, принадлежащего РУП «СтройМАЗтрест» (г. Минск), 26 субъектам хозяйствования, из которых лишь 8 фактически осуществляли хранение ГСМ на складе.

В сфере оборота нефтепродуктов существует ряд вопросов, требующих урегулирования на законодательном уровне. Например, практически бесконтрольно осуществляется оборот темных нефтепродуктов для дорожного строительства. И как следствие, при проверке ПДКУП «Веска-Эмульбит» (Червенский район), выпускающего такие нефтепродукты, установлено наличие 595 т неучтенного гудрона (основное сырье для битума) на сумму 269,4 млн. Br.

К нарушителям применено экономических санкций на сумму 1,3 млрд. Br, доначислено 1,1 млрд. Br налогов и сборов, привлечено к административной ответственности 16 должностных лиц, возбуждено 2 уголовных дела. В доход государства обращено 33 т автомобильного бензина на сумму 48,4 млн. Br, ввезенного в Беларусь российским индивидуальным предпринимателем Щербаковым С. И.  без требуемых сопроводительных документов.

Участники заседания отметили, что борьба с нарушениями в сфере оборота нефтепродуктов требует улучшения координации деятельности контролирующих органов, концерна «Белнефтехим» и других государственных организаций.

Коллегия приняла во внимание, что глава государства, которому были доложены результаты проверки и выводы Комитета госконтроля, поддержал предложения Комитета, направленные на повышение эффективности оборота нефтепродуктов на территории республики. Предлагается разработать и внести Президенту Республики Беларусь проект нормативного правового акта, регулирующего в комплексе все вопросы производства, импорта, реализации и потребления всех видов нефтепродуктов на территории республики. Можно ожидать, что требования к соискателям лицензий тоже изменяются — прежде всего в части обеспеченности складами и необходимым оборудованием, а также в отношении финансовой достаточности.

Правительству предложено принять необходимые меры по наведению порядка на рынке ГСМ, а также рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц концерна «Белнефтехим». Госкомитету по стандартизации и концерну «Белнефтехим» поручено обеспечить действенный контроль качества реализуемых в стране нефтепродуктов.

Леонид ФРИДКИН

Редакция благодарит пресс-службу Комитета государственного контроля за помощь в подготовке материала.