Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
18.02.2014 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В ЗОНЕ ФОНДОВОГО ИНТЕРЕСА©

На круглом столе, организованном на Белорусской валютно-фондовой бирже, прошло обсуждение проекта нового Закона «О рынке ценных бумаг». Представители обеих палат Национального собрания, Департамента по ценным бумагам Минфина, БВФБ, профессиональные участники рынка ценных бумаг обменялись мнениями о состоянии, проблемах, перспективах развития и регулирования фондового рынка.

На круглом столе, организованном на Белорусской валютно-фондовой бирже, прошло обсуждение проекта нового Закона «О рынке ценных бумаг». Представители обеих палат Национального собрания, Департамента по ценным бумагам Минфина, БВФБ, профессиональные участники рынка ценных бумаг обменялись мнениями о состоянии, проблемах, перспективах развития и регулирования фондового рынка.

Нынешний Закон от 12.03.1992 № 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах», хотя в него 4 раза вносились изменения, явно устарел и не отвечает ни потребностям современной экономики, ни мировой практике. Проект нового закона сейчас находится в Палате представителей и готовится к рассмотрению в первом чтении на весенней сессии Национального собрания. Однако только ли недостатками нормативной базы объясняется нынешнее состояние отечественного рынка ценных бумаг? Председатели комиссий по бюджету и финансам Палаты представителей и Совета Республики Людмила Добрынина и Владимир Пантюхов предложили участникам круглого стола обсудить, как повысить интерес инвесторов и самих предприятий к ценным бумагам.

Ключевой проблемой развития фондового рынка является наличие интересов: инвесторов — владеть бизнесом с помощью акций, бизнеса — получать средства на развитие, а всех вместе — иметь возможность отбора наиболее эффективных компаний, лучше всех создающих стоимость для собственников. В какой мере законопроект способствует достижению этих целей? В ходе дискуссии стало очевидным, что основные проблемы развития фондового рынка больше связаны с недостатками сложившейся в стране практики корпоративных отношений, гражданским и налоговым законодательством, нюансами бухучета и целым рядом других факторов.

ИНФРАСТРУКТУРА рынка ценных бумаг в республике выглядит вполне достойно: в стране имеется фондовая биржа, двухуровневая депозитарная система, 76 профучастников рынка ценных бумаг (в т.ч. 30 — банки). Теперь в законопроекте указано, что на организованном рынке могут совершаться сделки с ценными бумагами в торговой системе организатора торговли ценными бумагами, в т.ч. фондовой биржи. У нас сегодня один организатор торговли — БВФБ. Но кто тогда другие, появление которых допускает проект, каков их статус, права, обязанности и возможности? Является ли для них организация торгов исключительным видом деятельности, а если нет, то как избежать конфликта интересов? Не приведет ли появление этой нормы к дроблению и без того небольшого по объему рынка? Между тем в мире просматривается тенденция консолидации торговых площадок (вроде объединения РТС и ММВБ, Токийской и Осакской бирж в Japan Exchange Group и т.п.). Перспектива создания к 2017 г. единого финансового рынка стран Таможенного союза может подвинуть и нас к таким процессам. Однако, если все барьеры исчезнут, слияние с российским рынком, где больше капиталов и опыта, неизбежно обернется для Беларуси поглощением. К сожалению, неразвитость рынка не способствовала появлению в республике многочисленных и высококвалифицированных кадров, способных решать задачи управления акционерным капиталом, отношениями между инвесторами и менеджментом компаний, организации разнообразных сделок с разными финансовыми инструментами. В число специалистов по ценным бумагам, которые должны быть в каждом ОАО, часто попадают случайные люди, не имеющие экономического и юридического образования и едва справляющиеся с сугубо секретарскими функциями.

К сожалению, отечественная инфраструктура загружена гораздо меньше, чем могла бы. Даже при нынешних темпах ВВП растет гораздо быстрее, чем рынок предлагает новые финансовые инструменты и повышает ликвидность имеющихся. В стране так и не появилось достаточное количество институциональных и индивидуальных инвесторов, чей интерес стал бы главным драйвером роста фондового рынка. Но основным препятствием остается политика государства в отношении приватизации и ограничения на обращение акций приватизированных ОАО. Результаты налицо: если в 2010 г. объем выпущенных ценных бумаг достигал 36,2% ВВП, то в 2011-м он упал до 29,9%, в 2012-м — до 26,2, а в 2013-м — до 21,2%. Планируется, что к 2015 г. этот показатель должен превысить 50% ВВП. Но пока предприятия мало заинтересованы в привлечении капитала путем выпуска акций и облигаций, не говоря уже о других инструментах.

НЕРЕДКО можно услышать мнение, что «рынка ценных бумаг в Беларуси не существует». Однако этот «несуществующий» характеризуется вполне осязаемыми цифрами. В стране имеется 2360 открытых акционерных обществ и 2321 — закрытых. Суммарный объем их эмиссии вырос за прошлый год на 35,3%, до 186,1 трлн. Br, из которых 168,3 трлн. — акции ОАО.

Общая сумма изменения эмиссии акций АО за прошлый год достигла 48 585,8 млрд. Br, в т.ч. 1894,9 млрд. — эмиссия ЗАО и 46 690,9 млрд. — ОАО. Отметим, что выпуск акций ОАО в прошлом году был всего на 0,2% больше чем в 2012-м, а ЗАО — на 21,4% меньше. При этом изменение эмиссии за счет выпуска акций составило лишь 4716,3 млрд., а все остальное было результатом увеличения номинала акций.

Кроме того, за 2013 г. зарегистрировано 372 выпуска облигаций 163 эмитентов на сумму 26 750,1 млрд. Br. Из них 52 выпуска — биржевые облигации 22 эмитентов на 4957,7 млрд. Br. Более половины (54,1%) общего объема составляют облигации банков, тогда как на небанковские организации приходится 39,9% общего объема — 10 660,5 млрд. Br (272 выпуска 133 эмитентов), а на облигации исполкомов — 6,1% (1622,1 млрд., 14 выпусков 10 эмитентов). В прошлом году было выпущено облигаций небанковских организаций на 10 660,5 млрд. Br. По состоянию на 1.01.2014 г. в республике допущено к обращению 691 выпуск облигаций 281 эмитента на 73 089,1 млрд. Br (из них биржевые облигации — 50 выпусков 19 эмитентов на 4776,5 млрд. Br), в т.ч. 44,1% этой суммы — облигации банков, 44,4% — небанковских организаций и 11,5% — местных исполнительных и распорядительных органов. При этом суммарный объем вторичных торгов облигациями юридических лиц составил 17 330,9 млрд. Br.

Госпредприятия больше надеются на помощь из бюджета, несмотря на периодические обещания властей сократить господдержку, чем на ценные бумаги. Например, в 2013 г. лишь 9 государственных ОАО сделали 11 выпусков облигаций, да и то путем закрытой подписки, выкупленной банками. Некоторые компании (в основном частные) были бы рады эмитировать побольше облигаций, но не в состоянии выполнить требования по их обеспечению. С одной стороны, это сдерживает приток капитала, а с другой — выпуск «мусорных» бумаг, грозящий ростом неплатежей. Пока же в Беларуси в прошлом году зафиксировано всего 4 подобных дефолта на скромные 93 млрд. Br.

Сегодня в республике в 1853 ОАО (т.е. 78,5% общего числа) имеется доля государства, причем в 1426 она составляет более 50%. Около 80% эмитированных акций остается в госсобственности и практически вообще изъята из свободного обращения. В придачу преимущественное право исполкомов на приобретение акций, установленное Указом от 16.11.2006 № 677, распространяется на бумаги 300 эмитентов. Есть мнение, что это право может быть отменено, когда власти сочтут, что доля государства увеличена везде, где необходимо. Трудно понять, имеется ли в этом какая-то экономическая целесообразность и к чему тратить деньги налогоплательщиков на подобные цели. К тому же, как отметила директор РУП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» Валентина Тимошенко, иные исполкомы весьма вольно относятся к обязанности публиковать списки ОАО, на акции которых они имеют преимущественное право. Все это существенно затрудняет возможность приобретения акций, а следовательно, снижает ликвидность фондового рынка.

В результате первичное размещение акций в прошлом году составило всего 53 млрд. Br (98 сделок с 320,5 тыс. бумаг). На вторичном биржевом рынке было заключено всего 6959 сделок с 141,8 млн. акций на сумму 510,3 млрд. Br. Гораздо активнее оказался внебиржевой рынок, где за январь–декабрь 2013 г. было совершено 12 611 сделок купли-продажи 479,4 млн. ценных бумаг на общую сумму 24 151,6 млрд. Br. В том числе — 7877 сделок купли-продажи акций ОАО на сумму 667,4 млрд. Br, 2002 — акций ЗАО на сумму 1241,1 млрд. Br, 2722 — облигаций на сумму 22 241,4 млрд. Br, и даже 10 сделок купли-продажи складских свидетельств на 2 млрд. Br.

НЕЖЕЛАНИЕ государства расставаться с принадлежащими ему акциями сводит объем free flow белорусского фондового рынка до минимума. Реальна ли тут угроза скупки за бесценок акций белорусских предприятий? Конечно — и именно потому, что «бесценок» — это и есть красная цена бездоходных акций многих ОАО, которые годами выплачивают мизерные дивиденды или не платят их вовсе. Отсутствие котировок исключает наличие рыночной (справедливой) стоимости, а низкая ликвидность еще больше сбивает цену. Замечу, что по данным Нацбанка, объем операций с акциями по фактической цене сделок всего на 1/3 больше, чем по номинальной стоимости этих бумаг. Капитализация отечественного рынка акций остается мизерной, поскольку рыночную цену можно определить лишь по акциям 4–6 десятков ОАО, с которым совершается достаточное число сделок. К тому же предприятия иногда повышают номинал своих акций так, что для рыночной цены места уже не остается. Как отметил директор ЗАО «Бросток» Валерий Постовский, согласно п. 58 Инструкции о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утв. постановлением Минфина от 11.12.2009 № 146, при выпуске дополнительных акций до даты начала проведения открытой подписки должно быть проведено увеличение уставного фонда за счет источников собственных средств АО (фонда переоценки в полном объеме) путем увеличения номинальной стоимости акции либо путем выпуска дополнительных акций, которые распределяются среди акционеров. Однако Инструкцией о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина 29.06.2011 № 50, подобные операции не предусмотрены, а Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26, предписывает направлять сумму числящегося по выбывающим основным средствам добавочного фонда на увеличение чистой прибыли. «Накачивание» номинала акций за счет фонда переоценки не только сомнительна с точки зрения бухучета, но и вводит инвесторов в заблуждение относительно реальной стоимости акций. В таких условиях «связывание» денег населения с помощью ценных бумаг и проведение «народных» и международных IPO — довольно затруднительная и рискованная затея.

ИТАК, у бизнеса и инвесторов есть причины не проявлять особого интереса к белорусским ценным бумагам. Его появлению не способствует и нежелание некоторых ОАО публиковать в положенные сроки и в установленном объеме свою отчетность. Если за рубежом такое нарушение грозит немалыми штрафами, то у нас — только приостановкой торгов с акциями такого ОАО на бирже. По мнению В.Постовского, отдельные руководители даже пользуются этим, чтобы воспрепятствовать скупке своих акций. Впрочем, директор Департамента по ценным бумагам Сергей Сушко предупредил, что меры воздействия здесь все-таки есть. Департамент и БВФБ отслеживают ОАО, не публикующие отчетность и направляют им предписание об устранении нарушения. Тех, кто не пожелает исполнить это требование, можно оштрафовать по ст. 23.4 КоАП за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий на сумму от 2 до 50 базовых величин. Этот подход тоже свидетельствует о необходимости усиления роли государственного регулятора на рынке ценных бумаг. Ведь не случайно Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) в США или ФСФР в России (недавно ставшая подразделением Центробанка) обладают огромными полномочиями и влиянием во всех сферах экономической жизни. Остановка за малым — обеспечить такую же роль фондового рынка в Беларуси.

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by