$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Цены

В ЖЕРНОВАХ ВЫСОКОЙ КОНКУРЕНЦИИ И АДМИНИСТРАТИВНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

16.04.2010

Импортные хлебопродукты оказывают значительное давление на отечественные аналоги. Низкие цены иностранных конкурентов создают проблемы для наших производителей как внутри страны, так и за ее пределами.

Мировые рынки зерна обвалились, опередив глобальный финансово-экономический кризис. Так, если в марте 2008 г. в США фьючерсы на пшеницу достигали 430 USD/т, то уже в мае они снизились до 160 USD/т. Разразившийся спустя несколько месяцев кризис закрепил цены на предельно низком уровне. Последний год они лишь колебались в диапазоне 170–230 USD, так и не дав серьезных надежд на конъюнктурный рост.

Тренд мировых рынков привел к закономерному снижению цен на сырье у наших соседей (России, Украины и Казахстана). В Беларуси, однако, удорожание продолжилось: в 2008-м цены на рожь и пшеницу, поставляемые по госзаказу для переработки, увеличились на 35%, а в 2009-м остались на уровне 2008 г. Это, а также директивное сокращение импорта твердой пшеницы (в 2009 г. почти втрое — до 1,656 тыс. т) поставило наших переработчиков в невыгодные условия по сравнению с их заграничными конкурентами.

К примеру, согласно постановлению Совмина от 6.07.2009 № 900 «Об утверждении закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию урожая 2009 года, реализуемую для республиканских государственных нужд» стоимость пшеницы с массовой долей клейковины не менее 28% составляет 459 тыс. Br/т без НДС. Это 164,37 USD/т по среднему официальному курсу Нацбанка за 2009 г. Вместе с тем, как свидетельствуют данные Белстата, средняя цена на импортируемую из Украины твердую пшеницу в прошлом году была значительно ниже — 111,5 USD/т.

Отсутствие рыночного ценообразования на сельхозсырье и вызванное этим снижение ценовой конкурентоспособности здорово усилили давление на внутренний рынок со стороны импортных хлебопродуктов и ударили по нашему экспортному потенциалу.

В Беларусь буквально хлынул поток дешевых хлебопродуктов, в частности, поставки муки пшеничной и пшенично-ржаной в 2009 г. выросли более чем в 2 раза, до 50,147 тыс. т, притом ее средняя цена упала на треть, до 293,3 USD/т.

Указом от 15.11.2009 № 542 была сделана попытка усилить тарифное регулирование этого рынка: сроком на 9 месяцев введены повышенные ввозные пошлины (20% от таможенной стоимости) на муку из пшеницы мягкой, крупу и хлопья. Однако через полтора месяца вступил в силу Единый таможенных тариф Таможенного союза, ставки которого по данным товарным позициям составляют 10%.

Незначительная тарифная преференция сохранилась лишь по отношению к хлебопродуктам из дальнего зарубежья, при том что товары союзников пошлинами и вовсе не облагаются. Кстати, в 2009 г. на долю РФ пришлось 96% импортированной к нам муки пшеничной (код ТН ВЭД 1101), 74,2% крупы и гранул зерновых (1103), 62,8% зерна обработанного (1104), 97,7% макаронных изделий (1902).

И если на внутреннем рынке белорусские комбинаты хлебопродуктов могут рассчитывать на дополнительную поддержку нетарифного характера (вплоть до административного влияния на торговые организации с требованием продавать отечественный товар), то на внешнем эти механизмы уже не действуют. В 2009-м там конъюнктура складывалась явно не в нашу пользу. Экспортные поставки пшеничной муки упали в 6 раз, до 1,676 тыс. т, крупы и гранул зерновых — в 7 (0,173 тыс. т), зерна обработанного — в 17,5 раза (0,16 тыс. т).

Кто на вырост?

Между тем отечественный рынок хлебопродуктов в силу его стабильности — лакомый кусочек и для наших, и для иностранных производителей. Как показали исследования маркетингового агентства MASMI, в 2009 г. 68% белорусов ни при каких обстоятельствах не экономили на покупке муки и круп. Это наилучший показатель среди исследуемых товарных позиций. Даже у молока и кисломолочных продуктов цифры скромнее (62%). К тому же непростой минувший год заставил многих белорусов перейти на относительно дешевые продукты, что способствовало росту рынка пшеничной муки (продаж по всем каналам реализации) на 9,6%, до 89,6 тыс. т., круп — на 4,4%, до 127,4 тыс. т.

Правда, не все отечественные производители в равной степени смогли воспользоваться данным трендом, т.к. часть роста перехватил на себя импорт. Тем не менее активная маркетинговая стратегия и совершенствование производственного портфеля позволили некоторым предприятиям успешно конкурировать с «иностранцами». Так, по результатам января–февраля т.г. ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» увеличил продажи фасованной муки на 31%, до 805 т.

По словам заместителя директора предприятия по экономике и маркетингу Ирины Каркоцкой, это прежде всего стало результатом работы по повышению качества продукции. К примеру, действующие стандарты позволяют считать мукой высшего сорта ту, у которой массовая доля клейковины составляет 25–28%. Однако комбинат даже не предлагает рынку муку высшего сорта с клейковиной «25», ориентируясь на премиальный показатель «28».

Дополнительным инструментом по завоеванию потребительских предпочтений стало рекламное продвижение торговой марки «Гаспадар» (в т.ч. через центральные телеканалы) и расширение ассортимента. Удельный вес новой продукции в товарной массе увеличился с 3,6% в 2009 г. до 4,2% за январь–февраль 2010 г. По завершению реконструкции мельницы на предприятии освоили выпуск мучных смесей, а также пшеничных хлопьев. Товар быстро нашел своих покупателей, т.к. растущий интерес народа к здоровому питанию уже успел сформировать новую нишу на рынке хлебопродуктов.

В перспективности полуфабрикатов мучных изделий убедились также на ОАО «Минский комбинат хлебопродуктов». Сейчас там выпускают заготовки для блинчиков, оладий, кексов, бисквитов —- всего 13 наименований. Рекламное продвижение новых продуктов ТМ «Столичная мельница» и работа с регионами позволили существенно нарастить продажи. Если в 2009 г. среднемесячная реализация полуфабрикатов составила 41–42 т, то по итогам I квартала 2010 г. показатель вырос до 65 т, сообщил корреспонденту «ЭГ» заместитель директора по маркетингу комбината Александр Кушнир.

Дадим фору итальянцам

Стратегическим для отечественных предприятий является рынок макаронных изделий, емкость которого в 2009 г. составляла 67 тыс. т (из них около 40% приходилось на длинные макароны и 60% — короткорезаные). Пока на нем сильны позиции зарубежных продуктов, что также связано с ценовым давлением со стороны импорта, особенно из РФ. Об этом, в частности, заявили в филиале «Боримак» УП «Борисовский комбинат» — крупнейшем отечественном производителе этой продукции.

Данное обстоятельство осложняет выполнение планов по росту продаж. В 2009 г. предприятие произвело 17,2 тыс. т макаронных изделий, темп роста к 2008 г. составил 117,9%. В физическом выражении выпуск увеличили на 2,61 тыс. т, однако почти половина из этого количества осталась на складах.

Проблему решают в т.ч. за счет наращивания экспорта. Благо, макаронные изделия как продукт высокого технологического передела сохранили свою конкурентоспособность на внешнем рынке. В кризисный 2009 г. экспортные поставки отечественных производителей увеличились в 2,5 раза, до 0,245 тыс. т при относительно небольшом (-12%) падении средних экспортных цен до 1,028 тыс. USD/т. На внешних рынках наши макароны вошли в верхний ценовой сегмент, что можно рассматривать как признание их качества со стороны иностранных потребителей.

Это, однако, стоило немалых усилий, или точнее инвестиций. Так, масштабные вложения позволили «Боримаку» уменьшить показатель износа технологических линий с 99% в 2006 г до 29,5% на 1.01.2010 г. Установлены две новые линии по производству короткорезаных макаронных изделий общей мощностью 14,4 тыс. т в год (стоимостью 16,7 млрд. Br) и одна упаковочная (0,5 млрд. Br). Более 20,7 млрд. расходовали на капитальный ремонт действующей швейцарской линии длинных макаронных изделий.

Оценив преимущества макарон — продукта высокой добавленной стоимости, об их выпуске задумались и некоторые другие отечественные предприятия. К примеру, на ОАО «Минский комбинат хлебопродуктов» в 2010–2011 гг. намерены создать производство короткорезаных макарон мощностью 10 тыс. т в год. Стоимость проекта оценена в 9 млн. EUR, срок окупаемости — 6 лет. Таким образом, столичное предприятие намерено, с одной стороны, обеспечить стабильное применение производимой у себя пшеничной муки, с другой — освоить новую товарную позицию.

Пока аналитики не берут на себя смелость давать прогнозы относительно динамики мировых цен на зерно, которая во многом завязана с ценами на нефть и общим состоянием глобальной экономики. Если же учесть мнение большинства экспертов о том, что выздоровление будет медленным, скорый конъюнктурный рост на рынке зерна и хлебопродуктов вряд ли произойдет. А значит, стоит готовиться к затяжной конкурентной борьбе в условиях низких цен.

Маргарита ГЕРАСИМЕНКО, управляющий партнер проекта prodportal.by