Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Факты, комментарии
04.09.2012 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В ЗАЩИТУ «СИНИХ ВОРОТНИЧКОВ»©

Как свидетельствуют итоги вступительных кампаний последних лет, рабочие специальности у абитуриентов популярностью не пользуются. В то же время в стране наблюдается нехватка квалифицированных рабочих. Как изменить ситуацию в этой сфере?

Как свидетельствуют итоги вступительных кампаний последних лет, рабочие специальности у абитуриентов популярностью не пользуются. В то же время в стране наблюдается нехватка квалифицированных рабочих. Как изменить ситуацию в этой сфере?

Владимир ЗДАНОВИЧ, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре, науке

и научно-техническому прогрессу

Заводские умельцы, занятые на крупных предприятиях, получили образование, как правило, еще в советское время и сегодня приближаются к пенсионному возрасту. Но поскольку из года в год отечественные ПТУ недобирают учащихся, то серьезного притока молодых кадров и нормальной их ротации на предприятиях нет. И не предвидится, поскольку, как показывают соцопросы, молодые люди не видят для себя перспектив в качестве квалифицированных рабочих и выбирают другие специальности, в т.ч. те, которыми перенасыщен рынок труда.

ПРИЧИН тут немало. Сказываются условия работы (в 2–3 смены и достаточно тяжелый труд), низкая зарплата на многих предприятиях. Продолжается отток рабочих рук в соседние страны, где платят больше. Однако главная причина, на наш взгляд, кроется в падении престижа рабочих профессий и в сложившемся за последние 15–16 лет искусственном перекосе распределения молодежи по уровням профессионального образования.

Напомним, что до распада СССР в Беларуси в вузах за счет государства обучалось около 180 тыс. студентов, из них около 60% на дневной форме. Иметь диплом о высшем образовании было престижно, и конкурсы при поступлении были высокими. Да и работа школьного учителя во многом оценивалась по количеству его учеников, ставших студентами. Это позволяло отбирать в вузы, как правило, самых талантливых и хорошо подготовленных абитуриентов. Остальные заполняли места в ПТУ и ссузах.

Так, в 80-е годы прошлого века профессионально-техническое образование получали около 150 тыс. человек, а ежегодный выпуск подготовленных рабочих приближался к 70 тыс., что с лихвой удовлетворяло потребности в рабочих и механизаторах. Хорошо помню то время, когда на один трактор в колхозе или совхозе приходилось по 2–3 тракториста, и вовсе не из-за того, что техники было мало.

Ситуация стала кардинально меняться в середине 90-х, после появления частных вузов и платных отделений в государственных. И нынешние недоборы в ПТУ во многом связаны с увеличением количества обучающихся за деньги. Так, с 2001 по 2011 гг. прием в вузы вырос с 75 тыс. человек до 96 тыс. (плюс 21 тыс.), причем прирост на платную форму обучения составил 25,1 тыс. В то же время прием в учреждения профтехобразования снизился с 61 тыс. до 39,5 тыс. учащихся (минус 20,5 тыс.), уменьшился и выпуск — с 56,5 тыс. до 44 тыс.

Не возражаю против того, чтобы несколько процентов абитуриентов, не добравших пару баллов для поступления на бюджетное отделение, имели возможность учиться за собственные средства. Но эта возможность не должна приобретать гипертрофированную форму. Сегодня диплом о высшем образовании могут получить даже те, кому в БССР не выдали бы и школьный аттестат. Установленные проходные 7 баллов из 100 по тестированию — это всего лишь одна треть единицы (знаменитого «кола»!) по прежней пятибалльной системе. В итоге в вузах — около 450 тыс. студентов (из них 150 тыс. бюджетников, примерно как в советские годы), а в учреждениях профтехобразования — меньше 100 тыс. обучающихся, причем из них 15% сразу же после окончания поступают в учреждения образования более высокого уровня.

В итоге рынок труда перенасыщен вузовскими дипломами, а работодатели жалуются на низкую квалификацию выпускников. Так стоит ли гордиться тем, что формально мы лидируем в мировом рейтинге по количеству будущих дипломированных специалистов на 10 тыс. населения?

Думаю, следует также обратить внимание на то, что сегодня в ряде стран, в т.ч. тех, с кем мы сотрудничаем, на самом высоком уровне принимаются решения о запрете признания дипломов о высшем образовании, полученных гражданами этих стран за рубежом, из-за низкого качества предоставляемых образовательных услуг. Так, министерство высшего образования Саудовской Аравии и министерство науки, технологий и исследований Ирана в 2011 г. решили не признавать дипломы украинских университетов.

При этом в Иране в список зарубежных учебных заведений, обучение в которых признается, включено лишь около 10 вузов Беларуси. Не хотелось бы, чтобы этот небольшой список в дальнейшем сокращался. Правда, и нам следует тщательнее подходить к признанию дипломов, выданных в других государствах вузами, которые по сути торгуют ими.

ДЕФИЦИТ рабочих кадров — проблема не только белорусская. В большинстве стран мира, в т.ч. с высоким уровнем экономического и социального развития, предприниматели жалуются на нехватку высококвалифицированных рабочих. Но там правительства совместно с бизнесом стараются поддерживать необходимое для экономики соотношение рабочих и служащих, в т.ч. за счет повышения зарплат, введения различного рода бонусов и, конечно, привлечения рабочей силы из-за рубежа.

Думаю, и нам необходимо приводить систему образования в соответствие с потребностями экономики.

Следует сократить количество платных мест в вузах и обеспечить переориентацию части выпускников школ на среднее специальное и профессионально-техническое образование. Надо и материально, и морально поддерживать престиж рабочих профессий. Не стоит в вопросах профориентации полагаться лишь на учителей — вряд ли им под силу изменить сложившиеся в обществе и семьях стереотипы.

Кто-то возразит: стремление увеличить долю выпускников базовых и средних школ, поступающих в учреждения профтехобразования, за счет сокращения платных мест в вузах может нанести удар по доходам государства. Позвольте не согласиться. В среднем обучение одного бюджетника в текущем учебном году обойдется государству в 18 млн. Br в год (в БГУ — до 30 млн. Br). В то же время родители студентов-платников вносят за учебу значительно меньшие суммы. К примеру, в БГУ на самых престижных специальностях обучение будет стоить не дороже 15 млн. Br, в БГУИР — 14,7 млн. Br и т.д. Тут впору говорить об убытках государства, а не о его доходах. В то же время для иностранных граждан количество мест можно и нужно увеличивать, т.к. они полностью окупаемы. Так, средняя стоимость обучения для зарубежных студентов в 2011–2012 учебном году на первой ступени высшего образования составляла: в БГУ — 3300 USD, В БГЭУ — 2700 USD, в БНТУ — 2300 USD.

Можно предположить, что после уменьшения количества платных мест в отечественных вузах молодежь все равно не пойдет в учреждения профтехобразования, а массово уедет учиться за рубеж. Но далеко не у всех есть такие деньги, ведь платить придется еще и за жилье, питание и т.д. Сегодня минчане, жители областных центров и крупных городов стараются учиться по месту жительства. Тех же, у кого есть средства, мы не остановим. К примеру, в России обучается более 20 тыс. белорусов. Нашу молодежь можно встретить в Австралии, Малайзии, Иране и даже Новой Зеландии.

По данным ЮНЕСКО, вследствие растущей глобализации образования за пределами своих стран учится почти 3 млн. студентов (рост в сравнении с 1999 г. на 53%), а к 2020 г. их число может увеличиться до 8 млн. Но ведь только в исключительных случаях человек способен оставить свою страну навсегда в поисках счастья за ее пределами. Подавляющее большинство желает жить на Родине, и большинство выехавших на учебу в другие страны вернется в Беларусь. Тем более что любое государство ограничивает доступ иностранцев на свой рынок труда. К примеру, в России им нельзя занимать должности в силовых структурах. В США эмигранту тоже предложат работу далеко не престижную.

ЕСТЬ и еще один аспект проблемы. С учетом интенсивного технологического развития многие рабочие профессии требуют гораздо больше знаний, чем дают в ПТУ. К примеру: автослесарь в современных сервис-центрах, особенно авторизованных зарубежными автопроизводителями, порой должен иметь высшее техническое образование. Да и на заводах рабочий должен уметь читать сложные чертежи, разбираться в инженерном обеспечении технологических операций, в технических требованиях, самостоятельно контролировать их соблюдение.

Поэтому допускаю и такой вариант уменьшения свободных вузовских дипломов на рынке труда, как пересмотр требований к рабочим профессиям. В любом случае нужно останавливать рост количества «дипломированных», т.к. он ведет к обесцениванию самого понятия высшее образование, мало того — к постепенному формированию неуважительного отношения к физическому труду, падению престижа рабочих профессий.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by