$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Туризм

В ТУРЦИЮ - БЕЗ ВИЗ©

05.11.2013

Палата представителей ратифицировала Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Турецкой Республики о взаимной отмене виз, подписанное 29.03.2013 г. в Минске (далее — Соглашение об отмене виз). Отмена визового режима благоприятно скажется на активизации торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества двух стран.

Сегодня между двумя странами для владельцев общегражданских паспортов действует визовый режим. И если большинство граждан Беларуси без проблем получают турецкие визы в пунктах пропуска через границу, уплатив 20 USD (виза действительна 2 месяца), то гражданам Турции для поездки в Беларусь нужны приглашение и виза стоимостью 60 евро (120 евро — в экспресс-порядке). Как правило, для этого им приходится обращаться в белорусское посольство в Турции с представлением пакета документов визовой поддержки.

Теперь ситуация изменится. Как сообщила, представляя документ на сессии, депутат Галина Филиппович, наши соотечественники получат право въезжать, выезжать, следовать транзитом и находиться на территории Турции без виз не более 30 дней с даты въезда, а общий срок такого пребывания не должен превышать 90 дней в течение года с даты первого въезда. Аналогичные правила пребывания в нашей стране будут действовать и для граждан Турции.

Освобождаются от получения виз и владельцы дипломатических, служебных и специальных паспортов, назначенные в дипломатические и консульские учреждения или представительства международных организаций, находящиеся на территории другой стороны. В связи с этим прекращает свое действие межправительственное Соглашение о взаимных безвизовых поездках по дипломатическим, служебным и специальным паспортам от 14.12.1993 г.

Безвизовый режим не распространяется на поездки с целью работы (за исключением перевозок пассажиров и грузов), учебы, научной деятельности, воссоединения семьи и проживания.

Ратификация договора, что называется, назрела, подчеркнула заместитель министра иностранных дел Елена Купчина. По ее словам, в условиях отмены визового режима между Турцией и Россией и Турцией и Казахстаном дальнейшее отсутствие аналогичных шагов с белорусской стороны неуклонно снижало бы преимущества нашей страны для турецкого бизнеса по сравнению с другими государствами ТС.

Отказ от визовых формальностей позволит более активно привлекать в Беларусь турецких бизнесменов, работающих на российском рынке, так как для краткосрочных поездок в нашу страну им не придется получать визы. Можно говорить и о наличии потенциала транзита представителей деловых кругов Турции при поездках в Россию и соседние страны ЕС, которые оформляют турецким гражданам визы на длительные сроки (до 5 лет).

Кроме того, считает Е.Купчина, активизация делового сотрудничества, прежде всего в строительной сфере, может привести к росту количества турецких рабочих, занятых в Беларуси в рамках реализации строительных проектов, что повысит количество оформляемых виз с правом работы по найму. (Кстати, Турция занимает третье место среди стран, из которых трудовые мигранты едут в Беларусь). Такую же тенденцию отечественный МИД прогнозирует и по студенческим визам.

В итоге представителям белорусских деловых кругов станет проще участвовать в проводимых в Турции выставках и ярмарках, активизируется работа по созданию объектов нашей товаропроводящей сети в этой стране.

Вместе с тем, отметила Е.Купчина, могут возникнуть предпосылки для некоторого роста нелегальной миграции. Поэтому в проекте Соглашения об отмене виз предусмотрено, что оно вступает в силу одновременно или после вступления в силу подписанного 29.03.2013 г. в Минске Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Турецкой Республики о реадмиссии (далее — Соглашение о реадмиссии), которое также готовится к ратификации.

Соглашение о реадмиссии предусматривает взаимодействие компетентных органов двух стран в области незаконной и нелегальной миграции и создание реадмиссионного центра для приема и передачи незаконных мигрантов. В соответствии с этим документом оба государства соглашаются принимать к себе своих принудительно возвращаемых граждан, а также лиц, въехавших с их территории.

Как объяснил на недавно прошедшем заседании Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации, где обсуждался этот документ, начальник Департамента по гражданству и миграции МВД Алексей Бегун, создающийся в Минске реадмиссионный центр, в котором будут содержаться иностранные граждане, подлежащие депортации, можно будет использовать не только для реализации соглашения с Турцией, но и с другими странами. В настоящее время соглашение о реадмиссии подписано с Казахстаном, завершается работа по подготовке таких договоров с Россией и Украиной, поскольку именно через их территорию к нам прибывают незаконные мигранты из третьих стран, стремящиеся попасть на Запад. Следующим шагом должно стать подписание такого соглашения с Евросоюзом, который заинтересован в эффективной борьбе с нелегальной миграцией.

Каждое из соглашений начинает действовать на 30-й день после получения по дипломатическим каналам письменного уведомления о выполнении сторонами всех внутригосударственные процедур, необходимых для вступления договоров в силу.

Анна РАДЮК
 

СПРАВКА «ЭГ»

С 2004 по 2012 годы взаимный товарооборот между двумя странами увеличился в 7,4 раза, причем объем белорусского экспорта в Турцию вырос в 5,5 раза, турецкого импорта в Беларусь — в 8,5 раза.

В прошлом году товарооборот Беларуси и Турции составил 499,4 млн. USD (115,3% к 2011г.), экспорт — 145,2 млн. USD (112,5%), импорт — 354,2 млн. USD (116,4%). Отрицательное сальдо — 209 млн. USD. Без учета нефтепродуктов и калийных удобрений рост белорусского экспорта в Турцию составил 137,7% при годовом задании 113%.