$

2.0632 руб.

2.3145 руб.

Р (100)

3.2091 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Глобализация

В торговле с Индией есть своя специфика

13.04.2004
Беседа с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Республике Индия В.СОКОЛОВСКИМ о современном состоянии торгово-экономических отношений между нашими странами началась с сетования. Лично он не вполне удовлетворен положением вещей в этой сфере, где на сегодняшний день больше вопросов, нежели ответов на них. А если уж оценивать наши отношения, то логичнее всего говорить в первую очередь о состоянии белорусского экспорта в Индию. Тем не менее перспективы у нас есть.

-- Владимир Аркадьевич, чем привлекателен индийский рынок для Беларуси, что мы можем предложить на нем?

-- Прежде всего внесем ясность в то, что мы подразумеваем под понятиями "индийская экономика" и "индийский рынок". К сожалению, у многих Индия все еще ассоциируется с раджами, слонами, чаем и цветами лотоса. На самом деле это высокоразвитая страна, располагающая собственной атомной энергетикой, сумевшая своими силами создать полноценную базу для космических исследований. Она ежегодно экспортирует в США программное обеспечение на сумму около 5 млрд.USD. Многие индийские бизнесмены получают образование в США, Великобритании, Германии, Австралии. Компании Индии занимают передовые позиции в деловых кругах промышленно развитых стран. В свою очередь, транснациональные корпорации, такие, как Тойота, Мерседес, Вольво, Мицубиси, Сони, Филипс и другие, прочно закрепились в Индии, создав производственные мощности по выпуску автомобилей, бытовой техники. Борьба за место под солнцем на местном рынке очень жесткая и бескомпромиссная, профанации либо шапкозакидательство здесь недопустимы. В этой связи возможные пути развития обоюдовыгодного сотрудничества следует искать исходя из степени развития и потенциала промышленности нашей страны, а также потребностей и насыщенности рынка Индии.

По нашему мнению, неплохие перспективы у белорусских экспортеров, работающих в опто- и микроэлектронной отраслях, станкостроении, автомобилестроении, некоторых сегментах нефтехимической индустрии.

Одно из главных условий организации успешного сотрудничества с индийскими партнерами -- выбор корректной формы и направления взаимодействия. Не секрет, что многие экспортеры основной задачей видят наращивание объема продаж своей конечной продукции. Но в Индии это не всегда приводит к успеху. Компании, намеревающейся поставлять сюда свою продукцию, в первую очередь необходимо знать своих конкурентов и действовать осторожно. Если подобная номенклатура изделий либо сырья производится на месте, могут возникнуть сложности, т.к. различные профильные ассоциации производителей Индии неустанно апеллируют к руководству страны с просьбой ввести антидемпинговые санкции по многим позициям товаров, производство и реализация которых входит в сферу их интересов, и в большинстве случаев эти просьбы удовлетворяются. Одним из примеров может служить последняя рекомендация министерства коммерции и индустрии Индии о вводе антидемпинговых санкций на импорт полиизобутилена, выпуск которого индийская промышленность еще только-только освоила.

-- Как развивается торговля между нашими странами в последние годы?

-- С 1998г. внешнеторговое сальдо между Индией и Беларусью неизменно складывается в пользу нашей страны. Правда, объем товарооборота то уменьшается, то увеличивается. Дело в том, что 95% белорусских поставок в Индию приходилось на калийные удобрения, потребление которых здесь нестабильно и подвержено сезонным колебаниям, зависящим, в первую очередь, от метеорологических условий. А когда на мировых рынках предложение превышает потребность в товаре примерно на 50%, вполне естественно, что любое, даже незначительное уменьшение спроса на него непосредственно влияет на объемы сбыта. Не буду вдаваться в достаточно сложную специфику рынка калийных удобрений, отмечу лишь, что на данном этапе калийщикам выгоднее поставлять свою продукцию в другие страны, т.к. за последние три года цены на хлористый калий в Индии не менялись, тогда как на рынках Китая, Бразилии они росли.

Отсюда и скачки в цифрах. В 1999г. объем торговли между Беларусью и Индией составил 65,8 млн.USD. В 2000г. он снизился до 55,3 млн.USD. В 2001г. произошел беспрецедентный скачок белорусского экспорта в Индию за счет роста закупок все тех же калийных удобрений, а через год -- опять снижение. В 2003г. товарооборот составил 61 млн. 860,4 тыс.USD.

Следует, однако, отметить стабильный рост в последнее время экспорта других товаров в Индию: химических волокон, микроэлектроники, оптики. Но конъюнктура индийского рынка такова, что за счет данных позиций пока невозможно компенсировать снижение закупок калия. Исправить ситуацию за счет экспорта продукции с высокой стоимостью (самосвалы, грузовики и т.д.), к сожалению, на данный момент тоже невозможно из-за крайне высоких ввозных пошлин практически на весь спектр продукции автомобилестроения (машины и машинокомплекты), которые делают заведомо неконкурентоспособными белорусские изделия такого рода. Возможный выход -- создание совместных сборочных производств в Индии осложнен тем, что все такие же инициативы, поступающие и от западных компаний, содержат инвестиционные предложения, и в этом плане белорусские предприятия конкурировать с ними не в состоянии.

-- Что, по вашему мнению, негативно сказывается на развитии белорусско-индийских экономических отношений?

-- Кроме уже упомянутых факторов назову также информационные барьеры. Если в Индии практически любые сведения о компании, сфере ее деятельности и интересах можно получить из Интернета, то далеко не все белорусские предприятия имеют свои веб-сайты. В посольство постоянно обращаются индийские бизнесмены с просьбой предоставить им контактные адреса малодоступных белорусских фирм, но к сожалению, столько же и жалуются на то, что их предложения по сотрудничеству остаются без ответа, что, конечно же, не способствует поднятию делового авторитета страны в целом.

Для выработки четкой стратегии работы в Индии мы предлагаем руководству базовых промышленных предприятий Беларуси, располагающих необходимым потенциалом для сбыта своей продукции в условиях Индии, направлять на стажировку в посольстве сотрудников своих маркетинговых служб на 1--2 месяца. Изучение ситуации на месте, встречи с представителями компаний, интересующих белорусские предприятия, позволят квалифицированнее оценивать рынок Индии и перспективы работы на нем, а также установить необходимые контакты.

-- Куда могли бы направлять свои предложения по сотрудничеству белорусские предприятия и компании?

-- Вначале несколько слов об организационных формах сотрудничества. Будет объективным признать, что возможностей для организации прямых поставок готовой продукции белорусских предприятий в Индию остается все меньше. Как правило, подобные сделки реализуются через тендеры, условия участия в которых, сроки проведения и конкуренция достаточно жесткие. Требуется наличие представительства компании-номинанта, сервисной сети, опыта работы на местном рынке.

Заинтересованным белорусским субъектам хозяйствования, по моему мнению, в первую очередь необходимо ориентироваться на создание совместных научно-производственных групп по организации прикладных исследований в конкретных сферах обоюдного интереса. Затем на базе установленных контактов возможно создание СП. В Индии это могут быть СП, использующие белорусские технологии и производственный опыт в области опто- и микроэлектроники, некоторых других сферах. В Беларусь целесообразно привлекать индийский опыт, технологии и оборудование по производству лекарственных средств. Для отраслей, достаточно развитых в обеих странах, (машиностроение, энергостроительство) наиболее приемлемой формой сотрудничества будет совместная деятельность по организации производств в третьих странах. Уже сейчас очевидна обоюдная выгода от подобного взаимодействия, например, в энергостроительстве, поскольку оно позволит белорусским предприятиям использовать потенциал индийских компаний при продвижении своих интересов на рынке азиатского региона, а индийские компании, в свою очередь, получат доступ на рынки восточноевропейских стран.

* * *

Обращаться с предложениями и за информацией можно, например, по следующим адресам.

Сведения о тендерах публикуются в таких СМИ Индии, как Тhе Finаnсiаl Ехрrеss (www.finаnсiаlехрrеss.соm), Тhе Есоnоmiс Тimеs (www.есоnоmiсtimеs.соm), Тhе Вusinеss Linе (www.hindubusinеsslinе.соm) и других, а также на сайте www.tеndеrсitу.соm.

Среди организаций, объединяющих крупные отраслевые предприятия, бизнесменов и предпринимателей и оказывающих содействие в развитии партнерских контактов, можно обращаться в:

Конфедерацию индийской промышленности (Соnfеdеrаtiоn оf Indiаn Industrу), которая имеет представительства в 23 городах Индии и за рубежом и организует международные выставки, конференции.

Контактный адрес:

23, Institutiоnаl Аrеа, Lоdi Rоаd, Nеw Dеlhi -- 110 003 Fах: 91-11-24626149, 91-11-246331б8 Е-mаil: сii@со.сii.еrnеt.in www.сiiоnlinе.оrg;

Национальный центр торговой информации (Nаtiоnаl Сеntеr оf Тrаdе Infоrmаtiоn), он специализируется на выполнении заказов по анализу конъюнктуры рынка Индии, особенностей национального законодательства.

Контактный адрес:

NСТI Соmрlех, Рrаgаti Маidаn, Nеw Dеlhi -- 110001 Fах: 91-11-23371979 Е-mаil: nсti@hub.niс.in www.niс.in/nсti www.nсti-indiа.соm;

Федерацию торгово-промышленных палат Индии (Fеdеrаtiоn оf Indiаn Сhаmbеrs оf Соmmеrсе аnd Industrу), при которой создан белорусско-индийский совет по деловому сотрудничеству (Jоint Indо-Веlаrusiаn Вusinеss Соunсil).

Контактный адрес:

Fеdеrаtiоn Ноusе, Таnsеn Маrg, Nеw Dеlhi -- 110001 Fах: 91-11-23320714, 23721504 Е-mаil: fiссi.bisnеt@gеms.vsnl.nеt.in www.bisnеtindiа.соm;

Торгово-промышленную палату Индия-СНГ (Indiа-СIS Сhаmbеr оf Соmmеrсе аnd Industrу).

Контактный адрес:

РНD Ноusе, 4rd Flооr, Орр. Аsiаn Gаmеs Villаgе, Nеw Dеlhi -- 110016 Fах: 91-11-26513553 Е-mаil: indiасis@ndb.vsnl.nеt.in www.indiа-сis.соm.

Автор публикации: Беседовал Сергей КОТЬКО


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы