$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

В ТИСКАХ СТАРОЙ МОДЕЛИ:©

24.06.2014

прогноз без веры в рост

В этом и в следующем году возможности роста белорусской экономики будут зависеть от доступа к источникам внешнего финансирования. При этом потенциальный рост останется на весьма низком уровне (2,1% и 3% соответственно) при формировании предпосылок для накопления новых диспропорций. В придачу одной из главных проблем для страны может стать долговое бремя. К таким выводам пришли Немецкая экономическая группа и Исследовательский центр ИПМ, представившие макроэкономический прогноз для нашей страны на 2014—2015 гг.

Самой же серьезной проблемой отечественной экономики остается структурная слабость. Можно предположить, что долгосрочная тенденция снижения потенциального роста исчерпала себя и он стабилизируется на текущем уровне. Свидетельством тому служит ослабление некоторых краткосрочных факторов, обусловивших циклическую рецессию в прошлом году. Например, проявились позитивные тенденции в динамике внешнего спроса на отдельные инвестиционные товары, на калийные удобрения. В I квартале Беларусь смогла значительно снизить импорт промежуточных неэнергетических товаров (хотя пока не понятны причины этого явления и его устойчивость). Властям удается несколько снизить процентные ставки, что позволяет надеяться на расширение инвестиционного спроса. К сожалению, это происходит медленно и неустойчиво, так что рост инвестиций будет достаточно скромным, а его ускорение — постепенным. Улучшить ситуацию в этой сфере могло бы привлечение большого объема иностранных инвестиций в рамках отдельных проектов, но о предпосылках для подобного сценария авторы исследования умолчали.

Эти тенденции определяют скромный рост ВВП в текущем году, который будет сочетаться с улучшением состояния чистого экспорта. Высокий уровень внешнего дефицита по-прежнему будет ключевым вызовом для национальной экономики, полагают в ИПМ. Единственное «лекарство», способное дать рост при высоком внешнем дефиците, — внешние заимствования. Но даже если они найдутся, ВВП в 2014 г. вырастет всего на 2,1%, а не на запланированные правительством 3,3%. При этом основой роста станет потребление домашних хозяйств и чистый экспорт при отрицательном вкладе материальных отраслей (что, собственно, уже наблюдается).

В 2015 г. авторы исследования ожидают активизации стимулирования роста доходов населения, традиционного в периоды избирательных компаний. Это принесет некоторое ускорение роста (до 3%), но будет сопровождаться увеличением внешнеторгового дефицита. Потребности во внешнем финансировании частично будут компенсированы за счет сохранения в бюджете 1,5 млрд. USD пошлин от экспорта нефтепродуктов. Источником роста останутся валовые накопления основного капитала и потребление домашних хозяйств. Но в рамках этого сценария могут прогрессировать такие болезни экономики, как отток трудовых ресурсов, снижение технологической конкурентоспособности, сужение экспортной корзины.

Рубль еще поборется

По мнению экспертов ИПМ, в текущем году белорусские власти стали активно использовать обменный курс в качестве одного из инструментов по снижению внешнего дефицита, одновременно пытаясь избежать чрезмерного укрепления рубля. Пока вклад обменного курса в разрешение проблемы внешнего дефицита относительно мал, и сохраняется достаточно существенный разрыв между фактическим и равновесным уровнем обменного курса. В ИПМ прогнозируют, что обменный курс на конец текущего года составит 11 000 USD/Br, а следующего — 12 500 USD/Br. Динамика обменного курса прямо зависит от возможности покрытия разрыва в финансировании по финансовому счету, возникающего из-за дефицита текущего счета.

Ожидается, что с учетом чистых притоков по прямым и портфельным инвестициям оставшаяся величина разрыва в финансировании будет покрыта за счет зарубежных кредитов. Необходимый объем финансирования на текущий год оценивается в размере 5,7 млрд. USD, а на 2015-й — 5,1 млрд.

Цены победят

Изменения в политике обменного курса ускорят рост цен, на которые и без того давят инфляционные ожидания и расширяющийся потребительский спрос. В 2014 г. важным фактором инфляции останутся административно регулируемые цены (на услуги ЖКХ, транспорта, некоторые продовольственные товары и др.). При отсутствии дополнительных внутренних шоков на денежном рынке можно ожидать роста потребительских цен на 17,8% в среднем за 2014 г. и на 13,2% в 2015-м.

Призрак дефицита

Консолидированный бюджет на 2014 г., по оценке авторов исследования, будет исполнен с дефицитом в 1,4% ВВП. Скажется снижение налоговых доходов бюджета, а также стремление властей поддерживать рост за счет господдержки хотя бы некоторых особо приоритетных программ. В следующем году положение несколько поправит упомянутая экономия на экспортных пошлинах на нефтепродукты, что увеличит доходы бюджета до 30,7% ВВП. В частности, доходы от внешнеэкономической деятельности вырастут на 1,8% ВВП. Но смягчения фискальной политики ожидать не приходится из-за высокого риска ускорения инфляции. В результате на 2015 г. можно рассчитывать на профицит бюджета на уровне 0,3% ВВП.

Доходы консолидированного бюджета прогнозируются на уровне 29% ВВП в 2014 г., что немного меньше, чем в 2013 г. (29,3% ВВП). В основном это связано с сокращением поступлений от налога на прибыль и доходов от внешнеэкономической деятельности (из-за уменьшения импорта). Отчасти такие потери могут компенсироваться небольшим увеличением поступлений от акцизов. В свою очередь расходы консолидированного бюджета в 2014–2015 гг. вырастут до 30,4% ВВП вследствие увеличения государственных инвестиций и обслуживания госдолга. Остальные статьи расходов прогнозируются в среднем на уровне 2013 г., т.к. более существенное смягчение фискальной политики привело бы к высокому риску ускорения инфляции. По этой же причине эксперты ИПМ надеются, что правительство не станет увеличивать зарплаты в бюджетном секторе ни в этом, ни в следующем годах.

Чем платить будем

По оценке ИПМ, в текущем году сальдо торговли товарами и услугами останется отрицательным, однако сократится до 1,6 млрд. USD (2,2% ВВП). При этом продолжится сокращение экспорта и импорта из-за снижения как средних цен, так и физических объемов поставок. Уменьшение экспорта, как и годом ранее, будет связано с уменьшением объемов торговли нефтепродуктами и, возможно, черными металлами со странами вне СНГ. Помимо этого стагнация российской экономики приведет к снижению спроса в РФ и уменьшению объемов продаж белорусских инвестиционных товаров, т.е. машин и оборудования (включая продукцию автомобилестроения), а также потребительских товаров. В свою очередь импорт будет падать по мере снижения закупок инвестиционных и промежуточных товаров как из России, так и из стран вне СНГ вследствие проблем с внутренним спросом. В итоге в 2014 г. дефицит в торговле товарами составит 4,3 млрд. USD, а в 2015-м — до 4,7 млрд. USD. Зато баланс торговли услугами будет положительным — на уровне 2,6 млрд. USD благодаря транзиту нефти и газа, а также транспортным услугам. Одновременно сохранится высокий уровень импорта транспортных и строительных услуг, а также услуг, связанных с поездками белорусских граждан за границу.

Баланс счета первичных доходов, по расчетам ИПМ, в 2014–2015 гг. сложится отрицательным из-за увеличения выплаты процентов по внешним обязательствам органов госуправления (в т.ч. по кредиту МВФ и евробондам), а также сектора нефинансовых организаций (включая проценты за привлеченные кредиты и дивиденды по прямым инвестициям).

Баланс счета вторичных доходов также будет отрицательным из-за перечисления в российский бюджет пошлин при экспорте нефтепродуктов. Однако в случае их обещанной поэтапной отмены в 2015 г. дефицит счета вторичных доходов уменьшится почти вдвое.

Требуются

инвесторы

с деньгами

Если планы властей по привлечению зарубежного капитала не слишком амбициозны, то оценка вероятности их реализации у ИПМ еще скромнее. Ожидается, что в этом году чистый приток ПИИ составит 1,9 млрд. USD (в основном за счет реинвестирования доходов и вложений в промышленности, сфере услуг и банковском секторе), а в 2015-м увеличится до 2,3 млрд. USD. На состояние счета «другие инвестиции» окажет влияние необходимость погашения ранее привлеченных кредитов (включая платежи по основному долгу по кредиту МВФ и погашение первого выпуска евробондов), а также потребность финансировать дефицит счета текущих операций, что приведет к росту обязательств перед нерезидентами в результате привлечения иностранных займов и кредитов.

Портфельные инвестиции в следующем году могут достичь 0,4 млрд. USD вследствие планируемого размещения евробондов, возможность которого, однако, зависит от состояния рынка.

Оксана КУЗНЕЦОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях