Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
20.11.2009 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В своем доме и шоколад помогает

Отечественные кондитеры намерены вытеснить конкурентов

Кондитерская отрасль сегодня находится на подъеме, уверяют отечественные производители. В условиях кризиса ее рост по итогам 2009 г. прогнозируется на уровне 103% — большего не позволяет жесткая конкуренция с иностранными компаниями, в т.ч. на внутреннем рынке.

Курс на импортозамещение требует максимального насыщения рынка собственными сладостями. Теоретически эта задача нам по плечу. Мощности отечественной отрасли уже сегодня позволяют производить 165 тыс. т кондитерских изделий при емкости внутреннего рынка около 160 тыс. т. Однако четверть его заполняется импортом. Как сообщила на пресс-конференции заместитель начальника управления координации сахарной и кондитерской отраслей концерна «Белгоспищепром» Людмила Фомина, за 9 месяцев т.г. к нам завезли 32,5 тыс. т иностранных сладостей, а до конца года эта цифра может достигнуть 40 тыс. т.

Почему же весь этот поток находит у нас сбыта? Качество белорусских конфет известно еще с советских времен, и вроде бы их вкус не надоел потребителям. Может, дело в цене? По мнению маркетологов ОАО «Коммунарка», стоимость столичного шоколада куда ниже, чем продукции Roshen, «А. Коркунов», Nestle, «Каруна», Alpen Gold. Разница порой доходит до 60%.

По мнению генерального директора «Коммунарки» Натальи Кот, успех импорта обусловлен привилегированным положением в магазинах, где ему отводятся лучшие полки. К сожалению, сами белорусские кондитеры здесь вряд ли способны что-либо изменить. Они не могут давать бонусы предприятиям торговли, чтобы их продукцию разместили так же, пояснила Н.Кот.

Отметим, что за такую ситуацию, видимо, впору поблагодарить наших чиновников, неоднократно разъяснявших, что взимание платы за доступ в розничную сеть и мерчендайзинг неправомерно, а следовательно, она на затраты не относится. Но импортеры сладостей и ретейлеры этот вопрос успешно решают — мировой практике белорусские запреты не помеха.

Разочаровавшись в партнерстве с розничными сетями, ОАО «Красный пищевик» решило развивать фирменную торговлю. Выручка от продаж через собственные магазины или секции в январе-сентябре составила 6,8% от общего объема выручки на внутреннем рынке, т. е. 10,3 тыс. т продукции. По мнению начальника отдела маркетинга ОАО Игоря Лебедева, в Беларуси ОАО еще не исчерпало резервов роста, поэтому в ближайшее время бобруйчане планируют расширить здесь свое присутствие, потеснив импорт.

Отечественные кондитеры единодушны в том, что наиболее очевидный резерв — замещение иностранных аналогов либо выпуск новой продукции, которая бы пришлась по вкусу потребителям. По мнению гендиректора «Коммунарки», нынешний технический и технологический уровень отечественной отрасли таков, что ей под силу «скопировать» производство 99% зарубежного ассортимента.

Видимо, это проще, чем предложить свой оригинальный продукт. Между тем, новинки, как показывает практика, не залеживаются. Хорошо расходится коробочный ассортимент. В 2009 г. «Коммунарка» ввела новую линию по выпуску конфет и батончиков суфле, и на них хороший спрос», — рассказала Н.Кот.

По ее мнению, у тенденций на кондитерском рынке страны своя особая логика. Казалось бы, кризис должен заставить белорусов перейти на более дешевую продукцию. Но не тут то было. По словам Н.Кот, по-прежнему популярны дорогие конфеты типа «Столичные». Выпускаемые «Коммунаркой» 50 т в месяц, раскупаются моментально.

Но и о малообеспеченных сластенах нужно позаботиться. Так, три месяца назад СООО «Первая шоколадная компания» вывела на рынок четыре наименования недорогих кондитерских плиток. Это, сообщил заместитель генерального директора предприятия Валерий Демянчук, позволяет брестчанам сохранить объемы производства.

Кондитеры активно экспериментируют не только с рецептурой своих изделий, но и с их формой. Например, «Первая шоколадная компания» стала выпускать плитку «Идеал» больше по площади, но тоньше, как это делают ведущие мировые производители шоколада. «Тонкая плитка быстрее тает во рту, — объяснил В.Демянчук, — и вкус натурального шоколада ощущается гораздо быстрее».

Благодаря усилиям белорусских кондитеров, нехватке валюты у импортеров или по другим причинам импорт кондитерских изделий медленно но верно сокращается — по данным «Белгоспищепрома», на 11,3% за 9 месяцев по сравнению с январем-сентябрем 2008 г. В концерне надеются, что данная тенденция приобретет устойчивый характер. Подкрепить ее должно ужесточение контроля за качеством. Как сообщила Л.Фомина, в НПЦ по продовольствию НАН Беларуси создана лаборатория, которая уже в I квартале 2010 г. начнет проводить входной контроль всего импортируемого в страну шоколада. Закупленные для этой лаборатории современные методики и оборудование позволяют определять даже минимальную замену какао-продукта. Это должно защитить отечественный рынок от некачественной продукции. Будем надеяться, что белорусские потребители в результате не останутся без сладкого.

Михал СТЕЛЬМАК

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений