$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Итоги

В свободном полете©

22.12.2015

По итогам 11 месяцев т.г. белорусская экономика окончательно зафиксировала стабильность своего падения. По сравнению с январем–ноябрем 2014 г. ВВП страны сократился на 3,9% при годовом прогнозе 100,2–100,7%.

За месяц до окончания года способность сопротивляться рецессии утратили практически все отрасли. Объем промышленного производства в январе–ноябре т.г. сократился на 7,1%. Этот уровень остается неизменным с августа, и поправить его в нынешних условиях было почти нереально, особенно учитывая, что в сентябре–декабре 2014 г. в отечественной промышленности наблюдался рост к соответствующему периоду предыдущего года (см. диаграмму).

В региональном разрезе наибольший спад отмечен в Минске: валовой региональный продукт по итогам января–ноября т.г. сократился в столице по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,1%, а объем промпроизводства – на 14,2%.

Несмотря на очередной виток спада в промышленности, за месяц запасы готовой продукции выросли с 34,6 трлн. Br до 35,6 трлн. Br (или с 71,7% к среднемесячному объему промпроизводства до 73,4%). Таким образом, с учетом остающейся на складах продукции спад еще значительнее, чем фиксируется в официальных расчетах.

Сельскохозяйственной продукции в январе–ноябре 2015 г. по сравнению с 11 месяцами 2014 г. было произведено на 3,9% меньше.

Инвестиции в основной капитал  упали на 14,8% по сравнению с январем–ноябрем 2014 г., до 181 трлн. Br. Учитывая, что по итогам 11 месяцев 2014 г. к январю–ноябрю 2013 г. инвестиции сократились на 10,8%, спад в этой сфере выглядит весьма значительным. Отметим, что если строительно-монтажные работы (включая работы по монтажу оборудования) снизились на 7,9%, то затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств – на 26,3% (после снижения на 17% год назад), а их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал составила всего 33,5%. Между тем за 11 месяцев т.г. было введено в эксплуатацию 4625,1 тыс. м2 жилья – на 2,9% меньше, чем годом ранее, причем с господдержкой – 1493,8 тыс. м2 (на 28,5% меньше). При этом в январе–ноябре т.г. на строительство жилья использовано 35,7 трлн. Br инвестиций в основной капитал, что составляет 19,7% к общему объему инвестиций и 86,6% к уровню января–ноября 2014 г. Наибольшее сокращение инвестиций в основной капитал отмечено в Минске (на 29,8%), Брестской (на 23,1%) и Витебской (на 18,6%) областях.

Розничный товарооборот в январе–ноябре т.г. составил 312,5 трлн. Br, что всего на 0,5% больше, чем по итогам 11 месяцев 2014 г., причем в ноябре к октябрю т.г. зафиксировано снижение на 6,1%. При этом, если в столице и Минской области в целом за 11 месяцев по сравнению с январем–ноябрем 2014 г. наблюдался рост розничного товарооборота на 2,6 и 2,7%, а в остальных регионах – спад, то в ноябре к октябрю сокращение отмечено как в Минске (на 2,9%), так и во всех областях страны (в Брестской области – на 8,8%, Витебской – на 8,3%, Гомельской – на 5,4%, Гродненской – на 8,4%, Минской – на 8,7%, Могилевской – на 4,4%).

Товарооборот общественного питания за 11 месяцев т.г. снизился в республике на 8,4%, причем в ноябре к предыдущему месяцу спад составил 6,4%. Такой обвал потребления выглядит вполне закономерным результатом падения уровня жизни населения. Реальная заработная плата сократилась в январе–октябре на 3,2%, а реальные располагаемые денежные доходы населения – на 5,4%. Впрочем, оптовый товарооборот тоже сократился в январе–ноябре т.г. на 4,8% по сравнению с 11 месяцами 2014 г., причем в ноябре наблюдался обвал на 13,6% по отношению к ноябрю прошлого года.

Падение промышленного производства и внешнеторгового оборота в сочетании с охлаждением потребительского рынка существенно повлияли на работу транспорта. Объем грузовых перевозок в январе–ноябре 2015 г. сократился к аналогичному периоду прошлого года на 4%, до 412,8 млн. т грузов, причем в ноябре к октябрю т.г. спад составил 9,9%, а к ноябрю 2014 г. – 13,4%. При этом, если объем перевозок грузов трубопроводным транспортом увеличился по итогам 11 месяцев т.г. на 1,2%, то железнодорожные грузоперевозки снизились на 7,3%, а автомобильные – на 5%.

Роман КУНИЦКИЙ