$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

В Сочи — за деньгами и идеями

08.08.2008

С 18 по 21 сентября в известный курортный город России съедется мировая предпринимательская элита. Однако бизнесмены вряд ли поменяют деловые костюмы на купальные — в центре внимания будет VII международный инвестиционный форум «Сочи-2008». О возможностях мероприятия, куда пока еще не проторили дорогу белорусы, в беседе с корреспондентом «ЭГ» рассказал заместитель полномочного представителя губернатора Краснодарского края в Республике Беларусь Олег ДАВЫДЮК.

- Олег Евгеньевич, с точки зрения экономики, все можно оценить в цифрах. Как характеризуют они сочинский форум?

— Инвестиционный «улов» Сочи-2007 составил 23,3 млрд. USD, подписано 169 инвестиционных соглашений и протоколов о намерениях. Всего в работе форума приняли участие почти 9 тыс. человек, что вдвое больше, чем годом ранее. Общая выставочная площадь составила более 40 тыс. м2. На ней разместились 39 стендов российских регионов и 200 стендов отдельных компаний. По неофициальному мониторингу, в прошлом году в Сочи присутствовали 10 миллиардеров.

- Насколько актуально сочинское мероприятие для Беларуси, если учесть, что аналогичные встречи организуются довольно часто в различных регионах?

— Да, похожих по форме мероприятий действительно проводится немало. Порой они очень и очень дорогостоящие и эффект от них неадекватен затратам. Сочинский же форум хорошо известен. Ныне он будет проводиться в седьмой раз. Наш форум стал не только всероссийским, но и международным. Туда съезжаются как представители администраций российских регионов, федерального правительства, включая главу российского правительства, так и элита мирового бизнеса, заранее сориентированная на инвестиционную деятельность. Соответственно, такое мероприятие будет полезным и для белорусских чиновников, и для предпринимателей.

Разница между сложившимся в мире инвестиционным имиджем Беларуси и возможностью заработать у вас в стране — огромна. В Беларуси можно делать деньги, но за рубежом об этом многие не знают. Белорусам надо прилагать большие усилия для преодоления этого субъективного имиджевого препятствия. Приехав в Сочи, презентовав свой проект или бизнес там, где собрались люди с деньгами, всегда можно рассчитывать на хороший результат.

Администрация края окажет поддержку всем желающим участвовать в мероприятии. При этом затраты будут несравнимы с теми, которые понесут участники лондонского, давосского и даже питерского форумов. На сочинском царят своего рода семейная обстановка, нормальный деловой климат и общение на высоком уровне. Таким образом, соотношение расходы-отдача выгодно отличает Сочи от аналогичных международных мероприятий.

- Как вы оцениваете потенциал экономического сотрудничества Беларуси и Краснодарского края?

— Каждый производственник ищет в России сбыт по следующей схеме. Первое — он выходит на Москву, затем на Питер, потом — на юг, Поволжье и далее. То есть на третьем месте при построении схемы дистрибуции всегда юг России, в т.ч. Краснодарский край. Население нашего региона составляет 5,5 млн. человек. Кубань динамично развивается, сейчас туда «закачиваются» значительные средства, и у белорусов есть возможность на взаимовыгодной основе поучаствовать в их освоении.

- Какую роль в проведении форума играет Представительство Краснодарского края в Беларуси? Может ли оно оказать помощь тем, кто пожелает участвовать в форуме?

— Последние заявления президента России Дмитрия Медведева, связанные с ротацией кадров, говорят о том, что руководство страны делает ставку на привлечение в органы госуправления людей из бизнеса. Они по своей сути — новаторы, ориентированные на результат, несущие полную ответственность за принятые решения. Соответствующим образом сейчас строится и работа российских представительств за рубежом, включая наше. Мы действуем по образу и подобию современных международных консалтинговых организаций, когда клиенту предлагаются информационные услуги и мероприятия по первичному сопровождению проектов. Мы — консультанты, образно выражаясь — сваха и акушерка, которые способствуют ускорению бизнес-процессов и их успешному претворению в жизнь.

- Олег Евгеньевич, почему же до сих пор форум в Сочи не получил популярности среди белорусских директоров?

— К сожалению, пока на сочинский форум белорусские бизнесмены в массовом порядке дорогу еще не проторили. Возможно, это было связано с неинформированностью его потенциальных участников. Только с прошлого года мы начали активно пропагандировать это мероприятие в среде белорусского бизнес-сообщества, установив тесный контакт с бизнес-союзом им. М. С.  Кунявского. Опыт одного из директоров — члена союза, посетившего форум в 2007 г., можно сформулировать так: приехал, получил подряд, уехал. Его строительная компания сразу же нашла заказ.

В этом году интерес к форуму уже проявили некоторые видные фигуры белорусского директорского корпуса. Например, Лоран Аринич (Пинскдрев). Этот человек четко просчитал: ехать в Сочи необходимо, там можно изучить вопрос комплектации строящихся объектов своей продукцией.

На мой взгляд, должны ехать прежде всего строители. Возможно, генеральный подряд на возведение того или иного объекта сразу получить не удастся, но субподряд — практически гарантирован. Краснодарский край заинтересован в строительных подрядчиках, архитектурных разработках, проектах, особенно социальных объектов (жилье, школы, больницы, санатории). Можно не везти с собой бригаду строителей, достаточно взять оригинальный проект.

Форум дает возможность оценить ситуацию на месте. Ни одна телевизионная картинка, печатное издание не даст представления о том, что там реально происходит. Надо все увидеть своими глазами.

- То есть вы за разведку боем?

— Можно сказать и так. К сожалению, ментальность белорусского и российского менеджмента отличается. И нам надо преодолевать этот разрыв. Технологии всегда можно купить, создать, извините, украсть, можно получить кредит в банке. Но в конкурентной борьбе выигрывают только те компании, где более качественный менеджмент, управленческое мышление. В Сочи стоит ехать директорам еще и для того, чтобы пропитаться этим системным духом, пообщаться с российским и международным бизнесом.

Успешный белорусский бизнес, как правило, представлен немногочисленными талантами-одиночками. А система всегда бьет таких индивидуалистов. Директорам надо ехать в Россию, чтобы поучиться быть системными, посмотреть на современную бизнес-тусовку.

- Какими будут рекомендации тем, кто пожелает посетить форум?

— Не следует везти в Сочи ничего, кроме хорошего делового костюма и запасов мезима. Возможно, не стоит даже брать образцы своей продукции, а приехать и, не поддаваясь обаянию фуршетов, с трезвой головой просто оценить ситуацию. После этого можно будет принимать решение — либо ехать на следующий форум с осознанными проектами, либо через наше представительство рассылать краснодарским партнерам созревшие предложения.

- Так ждут ли белорусов в Сочи? Или российские бизнесмены ориентированы в большей степени на контакты с западным бизнесом?

— Ни один народ, в т.ч. славянский, не принимается кубанцами так радушно, как белорусы. У вас имидж работящих, добродушных, честных людей, которые никогда не обманывают. Пользуясь этим «брэндом», надо туда ехать, иначе опередят другие. Краснодарцы заинтересованы в том, чтобы на нашем рынке работали не только европейцы, азиаты, американцы, наши друзья по СНГ, но и в первую очередь белорусы.

Беседовал

Александр ГЕРАСИМЕНКО