Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В служебной карете далеко не уедешь. Лимит не позволит

Совет Министров постановлением от 2003-12-24г. N 1678 (см. Информбанк, с.15--16) ввел дополнительные меры по упорядочению использования служебных и специальных легковых автомобилей. Теперь субъекты хозяйствования смогут в выходные и праздничные дни использовать только транспортные средства оперативного назначения...
Совет Министров постановлением от 2003-12-24г. N 1678 (см. Информбанк, с.15--16) ввел дополнительные меры по упорядочению использования служебных и специальных легковых автомобилей. Теперь субъекты хозяйствования смогут в выходные и праздничные дни использовать только транспортные средства оперативного назначения. Организациям, имеющим непрерывный цикл работ, разрешено эксплуатировать легковые спецавтомобили в соответствии с утвержденными графиками. Организации, финансируемые и (или) получающие дотации из республиканского и местных бюджетов, вправе в пределах установленного лимита количества служебных легковых автомобилей и пробега использовать личный транспорт своих работников, производственная деятельность которых связана с необходимостью систематических поездок, с компенсацией им расходов в соответствии с законодательством.

Ограничения на использование легкового автотранспорта имеют в Беларуси давнюю историю. Постановлением Совмина от 3.05.1999г. N 638 было разрешено относить на себестоимость расходы по содержанию лишь одного служебного легкового автомобиля. Требование касалось как собственных машин, так и арендованных или транспорта сотрудников, используемых в служебных целях. Тогда все субъекты хозяйствования бросились регистрировать свои легковушки как "специальный" автотранспорт. Их фантазию несколько утихомирило постановление Совмина от 7.06.2001г. N 851, которым допускалось относить на себестоимость затраты по использованию специальных легковых автомобилей лишь в пределах лимита пробега не более 2 тыс. км в месяц, а приобретать легковой автотранспорт -- только при отсутствии долгов по зарплате, налогам, энергоресурсам и кредитам, полученным под гарантию правительства. Затем эти требования постановлением от 4.07.2003г. N 910 были распространены и на легковые автомобили оперативного назначения.

Перечень специальных легковых автомобилей был утвержден постановлением Кабинета Министров от 14.11.1996г. N 724 (с изменениями и дополнениями). Это транспорт пожарной охраны, милиции, ГАИ, скорой и иной медицинской и ветеринарной помощи, аварийной службы, инкассации, безопасности движения, фельдсвязи и спецсвязи, учебный, Гостехнадзора, таможенных органов, охраны труда. Все они должны иметь отличительные особенности (окраска, световые и звуковые сигналы, надписи и т.д.).

Напомним, что согласно СТБ 1277-2001 легковым считается автомобиль с числом мест для сидения не более 9, включая место водителя, а специальным -- автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для выполнения специальных рабочих функций или перевозки грузов определенных категорий. Специальный легковой автомобиль должен быть укомплектован специальным технологическим оборудованием, иметь специальные световые и (или) звуковые сигналы, надписи и (или) цветографическую окраску. Спецоборудованием может быть счетчик, пульт связи, броня и т.п.

К транспортным средствам оперативного назначения постановлением Совмина от 2002-12-31г. N 1857 отнесены имеющие специальную цветографическую окраску и (или) световую и звуковую сигнализацию (проблесковые маячки и звуковые сигналы с чередованием тонов), предусмотренные стандартом, транспортные средства:

скорой медицинской помощи (предназначенные для оказания неотложной медицинской помощи);

милиции, ГАИ (предназначенные для обеспечения профилактических мероприятий и оперативных нужд);

МЧС (предназначенные для реализации мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);

аварийной службы (предназначенные для осуществления аварийно-спасательных работ, ликвидации аварий);

криминалистических лабораторий (предназначенные для выполнения неотложных следственных действий по предварительному исследованию вещественных доказательств, доставки следственно-оперативных групп);

таможенных органов (предназначенные для патрулирования зон таможенного контроля);

фельдсвязи, спецсвязи (предназначенные для перевозки спецпочты).

От ограничений, пожалуй, более всего страдали те, кому служебные и специальные легковые автомобили были нужнее всего -- скорая помощь, инкассаторские службы банков и т.п. Ведь лимиты устанавливались общие, а потребность в разъездах у каждого своя. Чтобы не стричь всех под одну гребенку, теперь до 1.03.2004г. предстоит утвердить отраслевые нормативы обеспеченности специальными легковыми автомобилями организаций, финансируемых и (или) получающих дотации из бюджета, а также республиканских и коммунальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, имеющих в уставных фондах долю (акции), где 50% и более принадлежит государству. Кроме того, до 1.05.2004г. должны быть утверждены для бюджетных организаций табели положенности специальных, а также лимиты количества служебных легковых машин, ограничен лимит пробега до 2 тыс. км в месяц. А госпредприятиям и организациям с долей госсобственности более 50% придется согласовать количество такого автотранспорта. Опыт в республике уже имеется. Например, Минтранс изложил в постановлении от 4.08.2003г. N 37 рекомендации таких расчетов для своих подведомственных организаций. Там лимит определен по формуле исходя из суммарного усредненного времени на выполнение мероприятий, предусмотренных функциональным назначением соответствующего автомобиля, среднегодового количества рабочих дней и продолжительности рабочего дня.

МВД поручено установить контроль за эксплуатацией и ТО специальных легковых автомобилей, а регистрацию их и служебных машин производить только при наличии соответствующих документов. Можно спрогнозировать, что при жестком контроле на дорогах и тематических проверках контролирующих органов доказать существование непрерывного цикла работ и предоставить его график, совпадающий с путевыми листами, будет непросто даже производственным организациям, не говоря уже о торговых. Так что государство всерьез намерено пресечь практику поездок на казенном автомобиле на дачи и пикники. Такие маршруты вполне подпадают под нарушение законодательства об "ином распоряжении государственным имуществом", которое согласно Указу от 2002-01-16г. N 40 влечет наложение штрафа на юрлиц от 50 до 500 базовых величин, а на должностных лиц -- от 30 до 50. А у субъектов негосударственной формы собственности расходы на такие вояжи не будут учитываться при исчислении налога на прибыль. Хоть за свои катайся...
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений