Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Проблемы и решения
28.06.2002 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В Словакии все только начинается

История системы государственных закупок на тендерной основе в Словакии берет начало в 1920г...

История системы государственных закупок на тендерной основе в Словакии берет начало в 1920г., когда вышло в свет первое постановление правительства Чехословацкой Республики о проведении поставок и работ для нужд государства на контрактной основе.

В послевоенный период регулирование этой сферы совершенствовалось органами управления в 1947, 1972, 1990 годах. Главным недостатком ряда принимавшихся в этот период постановлений была их юридическая необязательность.

В начале 90-х годов Словацкая Республика одной из первых среди стран Восточной и Центральной Европы приняла закон о государственных закупках и таким образом законодательно урегулировала процедуру расходования государственных средств. Данный закон включает в себя все основные требования (недискриминация участников тендера, прозрачность процесса госзакупок, равная оценка тендерных предложений), вытекающие из типового закона Комиссии ООН по праву международной торговли UNСIТRАL, который могут использовать в законотворчестве страны с переходной экономикой. Затем в разные годы было принято еще несколько правовых актов, обеспечивающих дальнейшее сближение законодательства Словацкой Республики с правилами и положениями Европейского сообщества.

С 1 января 2000г. государственные закупки на тендерной основе, наиболее предпочитаемые в ЕС, в Словакии регулируются постановлением N 263/1999 Corрus Juris о государственных закупках. Этот документ, с которым белорусские экспортеры могут ознакомиться на сайте Офиса Государственных Закупок Словакии www.uvо.gоv.sk, определяет в том числе и методы выбора контрактного партнера в процессе госзакупок. Это проведение торгов посредством открытого тендера, тендера с ограниченным кругом участников, закрытых торгов с предварительным извещением и без такого извещения.

Система госзакупок Словакии децентрализованна. Установленные постановлением пороговые величины, которые применяются с 2000г., в случае закупки товаров и услуг составляют 500 тыс. крон и более (исключая НДС), а при закупке строительных работ -- 1 млн. крон и более (исключая НДС).

Офис Государственных Закупок (www.uvо.gоv.sk), который начал действовать с 1 января 2000г., собирает различную информацию о госзакупках путем рассылки анкет субъектам хозяйствования. В этой работе он опирается на тендерное законодательство Словакии, которое обязывает организаторов торгов представлять в Офис отчет о каждом заключенном контракте.

Так, в 2000г. Офис разослал 5954 статистические формы в адрес организаторов торгов, из которых 5184 были заполнены и направлены обратно. Результаты исследований показывают, что за 2000г. организаторы торгов заключили 4145 контрактов на поставку товаров, работ и услуг на общую сумму 53,5 млрд. SКК, что составляет 6% от ВВП. Сравнивая данную цифру со стоимостью финансовых ресурсов в размере 57,6 млрд., которые были выделены на приобретение товаров, очевидно, что финансовые сбережения составили 7,2%. При этом наименьшие сбережения в размере 3,5% имели место при закупке товаров, а наибольшие (10,8%) -- при закупке работ. В 2000г. в Словакии было заключено в 9 раз больше контрактов с иностранными участниками торгов, чем в 1999г. (наибольшее число из них -- с организациями из Чехии). При этом главным образом использовалась процедура закрытых торгов без предварительного извещения участников, и в основном по закупке товаров. Организаторы торгов выбирали именно эту процедуру из-за недостатка времени, несвоевременного выделения средств из госбюджета и по ряду других причин.

Анализ показывает, что национальные поставщики действуют успешнее иностранных участников тендера. В 2000г. с ними было заключено 142 контракта, а с иностранными оферентами -- только 6% от числа всех контрактов.

Вышеназванный Офис регулярно информирует правительство Словакии о своей деятельности, а также субъектов хозяйствования через сайт в Интернете, где публикуется информация о проводимых тендерах, размещаются стандартные формы тендерной документации и множество другой полезной информации. Офис, к слову, осуществляет также надзор за процессом госзакупок.

У участников торгов в Словакии могут возникать проблемы, причем не только из-за недостаточного знания законов и соответствующих постановлений, среди которых можно упомянуть Коммерческий, Гражданский, Строительный кодексы, закон о ценах, но и по причине недостаточности законодательства во всех относящихся к закупкам сферах. Они возникают также из-за неправильного указания предмета закупки, неполной обработки тендерной документации и недостаточной работы оценочных комиссий, что приводит к большому числу возражений со стороны участников тендера. Кроме этого специалисты Офиса Государственных Закупок Словакии указывают на недостаточный опыт ответственных исполнителей при подсчете ожидаемой стоимости закупаемого предмета, что приводит к заключению контракта по завышенной цене; недооценку важности планирования в процессе госзакупок; децентрализованность системы; закрытость процедуры закупки без предварительного уведомления, которая является неконкурентным методом, превалируя среди других способов закупок; большое количество приостановленных тендеров (около 13%) и ряд других факторов.

Определенный интерес для белорусских экспортеров может представлять недавно опубликованная на сайте ЕБРР новая стратегия банка по отношению к Словакии, который уже инвестировал в страну около 900 млн. евро, включая рекордную сумму 344 млн. евро в 2001г. В соответствии с ней инвестиции будут выделяться на развитие инфраструктуры, в том числе на муниципальные проекты, на развитие небанковских финансовых организаций, включая пенсионные фонды, страховые, лизинговые и другие компании, малый бизнес.
 
------------------------------------------------
За дополнительной информацией обращаться на портал Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен www.iсеtrаdе.bу, по тел. (017) 226-67-58, Е-mаil: nсm@iсеtrаdе.bу.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by