$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Промышленность

В шелках и долгах

15.03.2016

Пока власти занимаются гигантоманией в легкой промышленности, торговля констатирует падение интереса потребителей к верхней одежде, нижнему белью, трикотажным изделиям белорусского производства.

В текущем году в Беларуси вряд ли появятся новые проекты по развитию легкой промышленности. Отрасль попытается справиться хотя бы со старыми проблемами. Среди них – вывод из кризиса ОАО «Камволь» и «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение», РУПТ «Оршанский льнокомбинат», сообщил «ЭГ» заместитель председателя концерна «Беллегпром» Николай Рогожник.

Государство тратит все больше денег и внимания на попытки сделать «Камволь» устойчиво работающим предприятием. Однако инвестпроект по созданию нового производства по выпуску конкурентоспособных тканей бизнес- и эконом-классов, предписанный Указом Президента от 14.11.2013 № 510, далек от завершения, несмотря на личное внимание главы государства. Ранее предоставленной господдержки оказалось недостаточно. А потому Указом от 17.12.2015 № 493 стоимость этого инвестпроекта, финансируемого Беларусбанком, увеличена до 47,3 млн. EUR. Дополнительно Мингорисполкому придется выделить «Камволю»на безвозвратной основе 866,2 млрд. Br из своего инновационного фонда, Беларусбанк даст кредит в размере 3,5 млн. EUR на пополнение его оборотных средств. В придачу из фонда национального развития поступит бюджетный заем в объеме, эквивалентном 4,7 млн. EUR. Власти надеются, что благодаря модернизации «Камволь» станет крупнейшим на постсоветском пространстве производителем тканей для изготовления одежды, а его рентабенльность составит не менее 15–20%.

Такая гигантомания не гарантирует окупаемости проекта. Ведь ситуация на евразийском рынке товаров легкой промышленности весьма напряженная, что сказывается на показателях его участников. По итогам прошлого года, как отмечалось на коллегии Беллегпрома, чистая прибыль предприятий концерна сократилась на 41,7% по сравнению с 2014 г., рентабельность продаж составила всего 5,5%, убыточными были 60 организаций (45,5% общего числа), в т.ч. 42 – промышленных (50,6%). В последние годы часть предприятий стали хронически убыточными, в т.ч. «КИМ», «Веснянка», «Витебский комбинат шелковых тканей», растут себестоимость и материалоемкость.

Торговля констатирует падение интереса потребителей к отечественной продукции. Например, в прошлом году доля продажи верхней одежды белорусского производства в розничном товарообороте сократилась на 0,1 п.п., нижнего белья – на 2, обуви – на 3,4, трикотажных изделий – на 9,7 п.п., рассказала заместитель начальника управления потребительского рынка непродовольственных товаров Минторга Марина Липницкая. При этом в розничной сети остатков верхней одежды и обуви отечественного производства скопилось на 4 трлн. Br, для распродажи которых без дополнительных поступлений понадобятся 4–5 месяцев. Велики также товарные запасы чулочно-носочных изделий и нижнего белья – на 3 и 3,5 месяца соответственно.

Белорусы по-прежнему предпочитают иностранную одежду и обувь. Доля импорта в товарных ресурсах обуви, например, составляет 79%, верхних трикотажных изделий – 88,5%. По мнению М.Липницкой, главная причина такого равнодушия наших граждан к отечественным товарам кроется в их низкой конкурентоспособности – они уступают зарубежным маркам по ассортименту, широте модельного ряда, применяемому сырью. Сказывается и плохое продвижение продукции, слабость сбытовых и маркетинговых служб, неумение использовать Интернет.

Такие недостатки негативно отражаются и на экспорте. Его объем за прошлый год по концерну снизился на 35,4% по отношению к уровню 2014 г. Это усугубило негативные процессы в экономике отрасли, т.к. более половины продукции поставляется за пределы Беларуси (в 2015 г. – удельный вес экспорта в объеме производства составил 53,9%). 

Основной причиной убыточности многих предприятий явилось падение продаж товаров на российском рынке, уточнил М.Рогожник. Например, в прошлом году в РФ было поставлено шелковых тканей в натуральном выражении в 3,4 больше, чем в 2014-м, но выручка увеличилась лишь на 25% из-за падения цены почти на 63,4%. Также из-за падения цен снизилась выручка белорусских поставщиков обуви  на 31,1%, головных трикотажных уборов – на 75,2, верхней мужской трикотажной одежды – на 94,8, женской – на 45,1, свитеров, кардиганов, пуловеров, жилетов трикотажных – на 30,2, одежды детской трикотажной – на 48, ковров и тканых напольных покрытий – на 7,3%.

По данным Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпрома), из-за кризиса спрос на товары легпрома сократился в 2015 г. на 25–30%, и никаких предпосылок для его роста в текущем году пока нет. Более того, наших экспортеров здесь ожидает более жесткая конкуренция со стороны местных производителей. Им в соответствии с антикризисным планом действий правительства РФ в текущем году будет оказана господдержка в размере 1,4 млрд. RUB.

 

 

Автор публикации: Иван МИХАЛЕВИЧ