$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

В РОССИЮ С ДОЛГАМИ

12.11.2010

Федеральная служба по финансовым рынкам России зарегистрировала проспект эмиссии и приняла решение о допуске государственных облигаций Беларуси серий 01 и 02 к публичному размещению и обращению на ЗАО «ФБ ММВБ», говорится в сообщении ФСФР. Впервые в истории российского финансового рынка иностранный эмитент, не являющийся международной финансовой организацией, получил такое разрешение.

Организаторы выпуска и Минфин Беларуси открыли книгу заявок на приобретение ценных бумаг и стартовало роуд-шоу (презентация проекта) для российских инвесторов. Дата размещения облигаций будет определена и объявлена эмитентом не позднее чем за 5 дней до размещения.

Напомним, правительство РБ постановлением от 22.10.2010 № 1543 распорядилось выпустить государственные облигации для размещения на фондовой бирже ММВБ. Этим документом одобрены проспект эмиссии ценных бумаг, договор об оказании услуг в области публичного раскрытия информации и др. Организаторами выпуска белорусских гособлигаций в России выступят Сбербанк РФ, Газпромбанк, Внешэкономбанк и Альфа-Банк. Кроме того, постановлением Совмина от 22.10.2010 № 1542 одобрена организация выпуска 5-летних суверенных облигаций, номинированных в долларах, на сумму 1 млрд. USD в IV квартале т.г. — 2011 г.

По оценке директора департамента казначейских операций и финансовых рынков Сбербанка РФ Андрея Голикова, белорусские облигации будут обладать высокой ликвидностью и в последующем могут быть включены в ломбардный список Банка России.

Аналитики отмечают, что конъюнктура на российских биржевых площадках хорошая — фондовый рынок РФ достиг высот, которые с начала года отмечались лишь в апреле. Запланированный небольшой объем размещения — 15 млрд. RUB повышает вероятность успеха. Ориентир доходности оценивается на уровне 9,5%. Это достаточно много: ведь российские ОФЗ на локальном рынке сейчас торгуются с доходностью к погашению 6–7%, российские еврооблигации — чуть менее 3% годовых, а схожие по параметрам белорусские — 7,6%.

Однако потенциальных инвесторов может не устроить уровень транспарентности информации о Беларуси. С одной стороны, данные об исполнении госбюджета и состоянии банковской и финансовой системы появляются регулярно. С другой — инвесторов настораживает, когда белорусские чиновники избегают комментариев о проектах, переговорах, контрактах. Такая скрытность порождает напряжение, что повышает волатильность белорусских бумаг. Кроме того, аналитики отмечают высокие политические риски проекта — из-за отношений между руководством РБ и РФ.

По мнению директора департамента международных и фондовых операций ЗАО «Альфа-Банк» (Беларусь) Сергея Муханова, ситуация сейчас проекту благоприятствует, поскольку в РФ спрос на облигации превышает предложение. Российский рынок высоколиквиден, проходит много выпусков и практически все они закрываются с переподпиской. Повысить риски проекта может неэффективное использование привлекаемых ресурсов. Нужно, чтобы заемные ресурсы направлялись на финансирование окупаемых проектов, считает эксперт, — это позволит обслуживать долг и принесет дополнительную выгоду. Пока белорусский внешний долг достигает около 45% ВВП, что гораздо меньше, чем в развитых странах, а темпы его изменения сохраняются в приемлемых рамках. Уровень ставок на российском рынке корректный, он не создает угрозы для бюджета, считает С.Муханов.

Котировки евробондов, размещенных в июле–августе, показывают, что цена дебютных облигаций составляет 103–104% от номинала, подчеркнул С.Муханов. Это значит, что риски белорусских бумаг сейчас ниже, чем при первичном размещении, так что можно надеяться, что последующие заимствования пройдут с меньшей ставкой. Без такого опыта нельзя было изначально определить справедливую цену, теперь ее показывает рынок.

На мировых рынках капитала ситуация также вполне приемлема для продолжения эмиссии белорусских бондов. Однако следует принимать во внимание, что политические выборные кампании всегда оцениваются потенциальными инвесторами как фактор политического риска, и это отражается на ставке купона по долговым бумагам, делает заимствование дорогим.

Как может повлиять на доходность новых белорусских евробондов госполитика, направленная на повышение зарплат и внешнего долга? Оба фактора аналитики рассматривают как негативные. Немотивированное и конъюнктурное повышение зарплат «не заработаны» белорусской экономикой. По данным статистики, ВВП подрос за 9 месяцев только на 6,6%, а ставка первого разряда увеличена почти на 30%. Такое повышение ведет и к нарастанию дефицита бюджета, всплеску инфляции, т.е. влечет макроэкономические риски, на которые инвесторы реагируют плохо. Скорее всего, из-за этого доходность по суверенным облигациям увеличится, а вот цена упадет.

Если в прошлом году благодаря сотрудничеству с МВФ правительство привлекало ресурсы для финансирования дефицита платежного баланса, то в этом — средства нужны уже для финансирования дефицита бюджета. При этом дефицит внешней торговли по сравнению с 2009 годом не только не уменьшился (несмотря на рост экспорта), но имеет в последние месяцы тенденцию к росту. Этот риск также скажется на доходности белорусских облигаций.

Тем временем

Международное рейтинговое агентство Standard&Poor`s присвоило планируемому выпуску облигаций правительства Беларуси, номинированному в долларах, долгосрочный рейтинг приоритетного необеспеченного долга «В+», и рейтинг ожидаемого уровня возмещения долга после дефолта «4».

«Это соответствует нашей политике оценки вероятного уровня возврата основной суммы долга в случае реструктуризации долгового обязательства или дефолта эмитента, имеющего кредитный рейтинг спекулятивной категории. Рейтинг ожидаемого уровня возмещения долга «4» отражает наши ожидания того, что возмещение долга в случае дефолта составит 30–50%», — говорится в сообщении агентства.

Согласно методологии S&P, кредитные рейтинги облигаций, имеющих рейтинг ожидаемого уровня возмещения долга «4», приравниваются к кредитным рейтингам их эмитентов.

Уровень рейтингов Беларуси сдерживают слабые и ухудшающиеся показатели внешней ликвидности на фоне очень высокого дефицита по счету текущих операций и неоднократных ценовых шоковых потрясений в связи с импортом по-прежнему субсидируемых энергоносителей из России. Дополнительными факторами, сдерживающими уровень рейтингов, по мнению экспертов S&P, являются низкая структурная гибкость экономики, что препятствует дальнейшему повышению конкурентоспособности на внешних рынках, а также зависимость от экспортного спроса в странах СНГ.

Позитивное влияние на рейтинги оказывают умеренный уровень бюджетного дефицита правительства, продемонстрированная в период экономического спада устойчивость сектора общественных финансов, а также умеренная (хоть и растущая) долговая нагрузка правительства.

Оксана КУЗНЕЦОВА