Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.96
Серебро:
2
Платина:
86.46
Палладий:
169.2
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В России вводится принцип "единого окна". А у нас?

Через месяц в России вступит в силу закон "О государственной регистрации юридических лиц" и начнется перерегистрация всех фирм и предприятий. Будет создан единый государственный реестр юридических лиц. Налоговики ставят цель за шесть месяцев, отведен...
Через месяц в России вступит в силу закон "О государственной регистрации юридических лиц" и начнется перерегистрация всех фирм и предприятий. Будет создан единый государственный реестр юридических лиц. Налоговики ставят цель за шесть месяцев, отведенных на перерегистрацию, ликвидировать не только фирмы-однодневки, но и те, которые уже давно не работают.

В соответствии с законом госреестр будет доступен не только контролирующим органам, но открыт и для простых граждан. Например, предприниматель за определенную плату сможет получить информацию о предприятии, с которым он работает или еще планирует вступить в деловые отношения.

Но самое важное -- закон упрощает процедуру регистрации: вводится принцип "единого окна". Открыть фирму можно будет в налоговой инспекции по месту жительства, причем наряду с личной явкой предусмотрен вариант отправки документов по почте. Предприниматель обязан представить всего четыре документа: 1) заявление о госрегистрации; 2) решение учредителей о создании юридического лица; 3) устав предприятия; 4) квитанцию об уплате госпошлины. Налоговики должны принять окончательное решение в течение пяти дней, а на шестой выдать регистрационное свидетельство или обоснованный отказ.

Обязанность извещать все другие инстанции о рождении нового субъекта хозяйствования возлагается на налоговую инспекцию. Ранее путь -- от регистрационной палаты через налоговую инспекцию, четыре фонда (пенсионный, медицинского и социального страхования, дорожный), комитет статистики, пожарную охрану и госэпидемнадзор -- предприниматель преодолевал минимум за месяц.

Итак, россияне увеличивают штат министерства по налогам и сборам на шесть тысяч человек, лишь бы ускорить госрегистрацию. А как у нас в Беларуси?

Как раз 24 мая правительство встречалось с представителями обеих палат Национального собрания. Среди вопросов, которые задавались, был и о регистрации субъектов хозяйствования. Член Совета Республики Евгения Замкович считает, что неоднократные перерегистрации субъектов хозяйствования не дали должного эффекта, а наоборот, вызвали негативное отношение и к законодательству, и к регистрирующим органам. Ведь противоречия в правовой базе сильно усложнили процедуру. Все возникшие проблемные вопросы обобщались на областном уровне, и Брестский облисполком направил их в министерства.

Однако ответы оттуда в исполком до сих пор не поступили. Евгения Ивановна интересовалась, будет ли инициирована более упрощенная процедура регистрации и согласно ли правительство вернуться к действовавшим до 1996г. основаниям для принятия решения о ликвидации коммерческой организации -- по решению самого собственника или суда. На эти вопросы отвечал заместитель министра экономики Андрей Тур. Приводим его ответ полностью.

-- Порядок государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования формировался начиная с 1996г. в несколько этапов. В целом данный порядок обеспечивает реализацию государством необходимых функций.

Вместе с тем в сравнении с Россией и Украиной некоторые установленные в Беларуси процедуры регистрации и ликвидации действительно усложнены и требуют упрощения. Кроме того, в связи с принятием ряда законов и указов установленный порядок вызывает необходимость его приведения в соответствие с их нормами. Поэтому правительством республики подготовлен проект декрета Президента по вопросам совершенствования государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, который в настоящее время находится в Администрации Президента.

Проект декрета содержит ряд новых принципиально важных решений, которые упрощают и упорядочивают отдельные моменты регистрации и ликвидации. В частности, отменяет обязанность приведения в учредительных документах исчерпывающего перечня всех осуществляемых или осваиваемых видов деятельности. То есть указываются только те виды деятельности, на которые требуются специальные разрешения (лицензии).

В настоящее время правительство инициирует принятие данного проекта декрета в кратчайшие сроки. Что касается введения для ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования только двух оснований -- по решению собственника либо суда -- то его будет рассмотрена в процессе подготовки закона о государственной регистрации и ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Разработка этого закона по плану подготовки законопроектов на 2002г. утверждена Указом Президента. Документ должен быть в конце года внесен в парламент. Мы надеемся, что где-то на первой сессии 2003г. он будет рассмотрен Национальным собранием.

Итак, Владимир Путин требует ускорить экономический рост. И понятно, что большие надежды при этом возлагаются на малый бизнес -- самый динамичный сектор экономики. Правительство и парламент подготовили соответствующую правовую базу.

Конечно, не следует идеализировать экономику соседней страны, ведь не случайно сами россияне называют свой капитализм "диким". Но там государство, объявив курс на либерализацию экономики, целенаправленно готовит для этого все необходимые условия.

Белорусское законодательство идет "своим путем".