Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Социум
24.06.2003 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В результате школьной реформы проиграют школьники

В 1998/1999 учебном году в школах осуществлен переход к 12-летнему образованию. Таким образом, в школьном образовании складываются следующие этапы: первый начинается в начальной школе (1--4-й классы, с 6 до 10 лет), следующий -- базовая (основная) ср...

В 1998/1999 учебном году в школах осуществлен переход к 12-летнему образованию. Таким образом, в школьном образовании складываются следующие этапы: первый начинается в начальной школе (1--4-й классы, с 6 до 10 лет), следующий -- базовая (основная) средняя школа (5--10-й классы, с 10 до 16 лет) и завершается средней школой (11--12-й классы, с 17 до 18 лет).

Но реформирование кроме продления срока школьного образования на 2 года путем сокращения времени дошкольного периода и удлинения периода окончания школы обеспечивает введение в оборот многовариантности средних общеобразовательных учебных учреждений, переход к 10-балльной шкале оценок и открывает перед учебными учреждениями возможности поиска источников внебюджетного финансирования.

Вопрос "во сколько обойдется стране предстоящая реформа?" не ставился и не обсуждался.

Развитие системы образования в республике ради сохранения и умножения интеллектуального потенциала обеспечивается государственным финансированием в размере не менее 10% от национального дохода Беларуси с возможностью увеличения за счет сверхплановых средств бюджета. Реформа общеобразовательной школы, по сути, осуществляется самой образовательной системой в интересах этой же системы. В любой управляемой системе присутствуют как минимум три составных элемента. В школьной образовательной системе данными элементами являются: дети с родителями, государство (общество) и отряд педагогов. Интересы сторон в образовательной системе не во всем и не всегда совпадают. Основные противоречия возникают при разделе бюджета на образовательные программы, попытках перекладывания бремени переходного периода на чужие плечи.

ОСНОВА нынешней подготовки педагогов-специалистов была заложена в СССР и напоминает размножение насекомых, которые выводят на свет как можно больше потомства в надежде, что часть его выживет. Еще в Советском Союзе было отмечено, что только 20% выпускников педагогических специальностей работают по специальности после окончания срока принудительного закрепления. В то же время затраты на подготовку одного специалиста с высшим педагогическим образованием в настоящее время составляют примерно 3000 USD.

В 2002/2003 учебном году страна в целом осуществила укомплектование школ учителями и вступила в фазу перепроизводства. Только в Могилевской области за этот год были уволены примерно 10% учителей. Масло в огонь подливает обязательное трудоустройство выпускников -- бюджетников государственных вузов. В государстве отсутствует осмысленное планирование подготовки специалистов для школы. Поистине правая рука не ведает, что творит левая.

В настоящее время в стране насчитывается 8 тыс. "лишних" учителей. Ежегодные издержки общества, связанные с избыточным производством учителей с учетом действующих в настоящее время цен и категории учебного заведения (вуз, ссуз), составляют не менее 22 млн.USD с очевидными темпами нарастания. В целом выпуск учителей превышает их выбытие в связи с выходом на пенсию в 3 раза. Практически 70% затрат общества на подготовку педагогических кадров для народного просвещения -- это пустая трата средств.

Удельный вес работников в образовательной сфере в 2001г. составлял 10,5% от общего количества занятых в экономике страны против 9,5% в 1995г. и 8,4% в 1990г. Одновременно имеет место снижение нагрузки учителей из расчета соотношения общего количества школьников и учителей в связи со снижением рождаемости. Продление срока обучения в средней школе с 11 до 12 лет в угоду образовательной системе не сразу повлияет на темпы снижения нагрузки. Только в 2005/2006 учебном году она вернется на уровень 2001/2002 года.

Значительные недостатки имеет и сама структура подготовки специалистов. Это длительный срок обучения, необоснованная погоня именно за высшим образованием. На наш взгляд, подготовка специалистов в вузах не должна превышать более 6 семестров. Для отсева профессионально непригодных специалистов государственный выпускной экзамен и защиту дипломного проекта необходимо разделить двухгодичной практикой в общеобразовательных школах. Необходимость двухгодичной практики обусловлена тем, что именно в это время происходит основной отсев выпускников.

В начальной и базовой школах нужно принимать на работу выпускников ссузов. В ПТУ, специальные школы для детей с особенностями психофизического развития, средние и гимназические классы -- отдавать приоритет выпускникам вузов. С одной стороны, это дешевле, с другой -- избыточное образование вызывает психологический конфликт у учителей, вызванный несоответствием между возможностями самореализации и реальностью.

ОСОБУЮ озабоченность вызывает уровень оплаты труда учителей. Повысилась роль политической конъюнктуры. Если до 1995г. оплата труда работников образования зависела в целом от "самочувствия" производственных отраслей экономики, то с 1996г. она становится элементом манипуляции учительским электоратом. Уместно напомнить, что половина членов избирательных комиссий являются представителями школьных коллективов. В случае изменения структуры производства учителей, его сокращения до оптимального размера и уменьшения сроков обучения с введением протяженной производственной практики можно без увеличения нагрузки на бюджет повысить оплату труда учителей в 1,5 раза и одновременно увеличить количество студентов, обучающихся на контрактной основе. Для повышения статуса учителей необходимо повысить их ранг до уровня госслужащих с присвоением соответствующей классификации.

Итоги перехода на 11-летнее образование показывают, что абсолютно проигравшими в ходе реформы оказываются именно школьники, хотя все делалось якобы ради них. Все новации официальной педагогики никак не затронули больных проблем подрастающего поколения, а значит и всего общества. Они известны: в 2000г. по сравнению с 1990г. более чем втрое возросло количество детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, состоящих на учете в органах социальной защиты; удвоился возрастной коэффициент смертности от самоубийств лиц в возрасте моложе 20 лет; уверенными темпами растет детская преступность, хотя и приговоры стали мягче; удвоилось количество подростков, оставшихся без попечения родителей; в 1,4 раза выросло количество детей в домах ребенка и детских домах. В структуре безработных удельный вес подростков также растет. По сообщению правозащитников, лиц моложе 18 лет даже при наличии специальности не берут на работу на законных основаниях.

40% школьников страдают различными хроническими заболеваниями. Пятидневка -- нововведение, призванное разгрузить ребят, -- оказалась, как всегда, палкой о двух концах. Обязательные учебные часы и вправду сократились. В то же время внутришкольный комплект дополнительных занятий и факультетов увеличился вдвое -- с 4--6 до 8--12 часов. Отсюда вместо 6 часов согласно образовательному стандарту имеет место 7--8 часов реальных уроков. Внедрение 10-балльной системы также способствовало увеличению перегрузок.

Основная причина перегрузок -- гонка за высшим образованием и обеспечение учителей работой. Как показывают опросы школьников более 77% учащихся старших классов желают продолжить учебу в той или иной форме. В последние годы в стране примерно до 70% всех выпускников средних школ становятся студентами и 70% поступивших успешно оканчивают вуз. Самообеспечение педагогов работой начинается заблаговременно. Уже в детских садах педагоги идут (уговаривают родителей) на продление содержания детей в саду ради обеспечения необходимой нагрузки. Вместо решения социальных и психологических задач в школе продолжается простая накачка наукообразными знаниями.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений