Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Итоги
15.01.2002 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В режиме ожидания

О работе народного хозяйства в январе -- ноябре 2001г.
О работе народного хозяйства в январе -- ноябре 2001г.

Макроэкономическая ситуация

К концу года существенных изменений в экономике страны не произошло. При относительной устойчивости денежной единицы, что стало особой приметой времени, экономика адекватно реагировала на политические события. Во-первых, с повышением минимальной заработной платы завершилась активная политика доходов: год мы закончили с 23% прироста реальных доходов домашних хозяйств. Во-вторых, повышенный внутренний спрос способствовал активизации продаж потребительских товаров (+20,7%). Аналогичным образом приросли покупки услуг (+8,9%).

Собственно, именно активная политика доходов стала главной приметой года, своего рода визитной карточкой Беларуси-2001. Налицо кейнсианский эффект увеличения выпуска по секторам экономики под воздействием расширения внутреннего спроса и потребления. По этой причине взаимосвязанный эффект наблюдался в увеличении производства товаров и услуг: отрасли, ориентированные на потребительский рынок, увеличили показатели выпуска своей продукции на 5,9%. Сравнивания их с параметрами прироста доходов, можно предположить наличие отложенного спроса и рост личных сбережений населения. Если бы склонность к потреблению не менялась, то домашние хозяйства страны смогли бы стимулировать предложение товаров народного потребления на 20%, а в номинальных показателях доходов -- на 71,1%. Однако инфляция съедала доходы, т.к. к концу года общий уровень прироста цен по отношению к декабрю прошлого года составил 38,5%.

Инвестиционный рынок имел отрицательную динамику вплоть до конца осени, и лишь к декабрю проявился небольшой (на 2,9%) прирост инвестиций.

Основные агрегированные показатели изменялись непропорционально. К декабрю 2001г. ситуация имела следующие особенности.

Общая экономическая ситуация характеризуется разбалансированностью темпов изменений агрегированных показателей в пользу текущего потребления, что стало своего рода наркотиком для получателей доходов. Всем и сразу повышалась заработная плата, в результате чего резко увеличилось число убыточных предприятий, удельный вес которых в общей численности составил 35%. Заметим, что в последнее время эта цифра практически не меняется. Впрочем реальное положение дел в силу многих причин несколько иное. Наиболее сложная ситуация сложилась в таких отраслях (в скобках -- удельный вес убыточных предприятий): коммунальное хозяйство (42,5%), аграрный сектор (45,7%), лесная и деревообрабатывающая промышленность (46,8%). К числу аутсайдеров можно отнести и Белкоопсоюз, который имеет уже 44,7% убыточных хозяйствующих субъектов.

Важным моментом в развитии макроэкономической ситуации была благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура на рынках восточных соседей. При наличии рецессионной составляющей в мировой экономике мы находились в относительно выгодных условиях. Открытый для белорусских товаров российских рынок давал шансы на расширение их продаж. По этой причине 3,3% прироста экспорта -- удовлетворительный результат, хотя можно было ожидать и большего. Три-пять лет назад мы даже в кризисных условиях наращивали сбыт своей продукции в России. Сейчас инициативу перехватили российские производители. Кстати, кондитерские изделия и выпечку мы сейчас покупаем не только в Самаре или Москве, но даже в сверхпромышленном Череповце. Представить такое раньше было вообще невозможно.

Следует подчеркнуть, что в ушедшем году мы купили товаров за рубежом на 254 млн.USD больше, чем продали своих. Выручает продажа услуг: положительное сальдо здесь -- 360 млн.USD. Конечно, транзитное положение страны дает определенные преимущества, но это своего рода естественная монополия, которая нам дарована геоэкономической стратегией развития Востока и Запада. Реальная же конкурентоспособность характеризуется сбытом готовой товарной продукции. Пока мы на 9,7% нарастили физический объем экспорта, но цены складывались не в нашу пользу. Более выгоден в ценовом отношении импорт, но в физическом объеме мы его увеличили на 4,3%, что как бы не соответствует "закону сохранения", но это факт нашей экономической жизни: завозить стали меньше, чем вывозить.

Инфляция и цены

Год был относительно удачным в ценовом отношении, хотя мы до сих пор имеем самый высокий темп роста цен среди постсоциалистических стран. С другой стороны, нормализована денежная ситуация, т.к. существуют положительная ставка банковского процента и стабильный рубль. В любой стране именно эти параметры являются исходными в преодолении инфляционного тренда. В течение 11 месяцев 2001г. рост цен имел свою специфику.

ДИНАМИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН (в процентах)

============================================================
                              Ноябрь 2001г. к       Январь--
                         октябрю  декабрю  ноябрю   ноябрь 
                         2001г.   2000г.   2000г.   2001г. 
                                                    к ян-  
                                                    варю --
                                                    ноябрю 
                                                    2000г. 
============================================================
Все товары и услуги     104,6     138,5     145,5     163,0
                      
в том числе:                                         
                      
товары                  104,2     134,5     141,2     157,1
                      
из них:                                    
                      
продовольственные       104,9     137,7     144,8     158,1
                      
непродовольственные     102,1     125,1     128,6     154,0
услуги                  106,9     167,5     182,3     222,5
============================================================

При оценке "чистого года" (ноябрь к ноябрю) прогрессировали тарифы на услуги. Это соответствует реалиям нашего общества: значительное количество услуг, представляемых государством гражданам, является убыточным. Второе место в гонке цен занимает продовольствие, что неутешительно, т.к. это сказывается на реальном уровне жизни в стране.

Самый быстрый рост цен характерен для следующих видов отечественной продукции (в % к декабрю 2000г.): картофель (206,3%), фрукты (173,6%), бытовые электроприборы (135,3%), кондитерские изделия (134,8%). При таком "раскладе" можно ожидать усиления конкуренции со стороны иностранных производителей аналогичных товаров. Не случайно и кондитерские изделия стали завозить из российских металлургических центров.

Аналогичные опасения возникают при анализе ценовых трендов в промышленном секторе. Самый высокий рост цен наблюдается в отраслях: нефтедобывающей (249,6%), производящей строительно-дорожную технику (151,7%), химической (143%), швейной (140,8%), пивоваренной (141%). В противовес этим показателям на 4,9% снизились цены на продукцию нефтепереработки, что, конечно же, связано с общемировыми тенденции в этом секторе рынка. Энергетические ресурсы стали дешевле, что само по себе имеет высокую экономическую значимость.

Однако мы должны беспокоиться по существу. Цены в швейной, пивоваренной подотраслях росли более высокими темпами. Результатом станет неконкурентоспособность. Это азбука рынка. Если делать соответствующие выводы, то список наших отраслевых "титаников" может состоять из предприятий, которые имеют самую высокую динамику роста цен.

Стратегические просчеты 2001 года

Первый урок дает политика стимулирования одних параметров в ущерб другим. Повышение доходов наемных работников вызывает при прочих равных условиях (а это наша ситуация) падение прибыли. Предприятия становятся финансовыми заложниками общегосударственной политики благосостояния. Так долго продолжаться не может: на кону стоит судьба целых отраслей промышленности.

Второй урок: как только снижается инфляционное напряжение -- тут же обнажается реальная конкурентоспособность продукции целых отраслей. Когда предприятия привычно раскручивают цены, они попадают в ловушку и становятся жертвами рыночной ценовой конкуренции. Уже можно прогнозировать, кто окажется за бортом рыночного корабля отечественной экономики. Наивно полагать, что можно воздвигнуть вокруг нее некий забор и силой заставлять людей покупать собственные дорогие товары. По существу, мы развратили не только управляющих предприятиями, но и рабочих, которые требуют высокую заработную плату за плохой по качеству труд.

В-третьих, денежная политика пока у нас лучше, чем когда-либо раньше. Пока, конечно. Все достижения могут быть потеряны очень быстро в силу совершенно неприемлемого финансового состояния предприятий реального сектора. Если в ряде областей страны около 80% колхозов и совхозов убыточны, то никакие "улучшения" не помогут. Нужна серьезная хирургическая операция, а не местная анестезия. Вопрос -- в принятии таких решений.

В-четвертых, анализ ситуации показывает ряд стратегических ошибок в антиинфляционной политике. Самой серьезной из них является замораживание системы расчетов многих показателей в минимальной зарплате. Этот парадокс пока не насторожил полисимейкеров, хотя ситуацию надо срочно менять. Наши штрафы, взносы, расчеты тарифов в минимальной заработной плате и пр. отражают идеализм чиновников и лишь способствуют инфляции, искажают уровни многих цен и тарифов. В итоге -- абсурд, когда наши издержки оказываются выше региональных и мировых.

Резюме

Год завершался в своеобразном режиме ожидания. Мы прошли определенный этап в нашей экономической истории, пытаясь мягко подвести население к рынку. Это удалось, но и нас подвели слишком оптимистические представления о стабильности белорусской экономики. К примеру, российские производители все более уверенно занимают одну за другой ниши нашего рынка. Впору бы защищать свои предприятия, но треть из них уже не может сбалансировать расходы и доходы. Более того, парализованной оказалась и воля представителей экономической элиты взять на себя ответственность за решение проблем в своих сегментах экономики.

Весьма важно и то, что мы попытались жить с более или менее стабильной денежной системой, когда, в отличие от прошлых лет, прятать убытки и непрофессионализм под прикрытием инфляции стало все труднее.

Нынешние проблемы и трудности -- это проблемы не 11 месяцев ушедшего года, а системные. Новый год может стать не просто календарным, а знаковым, долгожданным для экономики, бизнеса, директората и простых потребителей, то есть для всех 9 990 400 жителей страны.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by