Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В предвкушении "большого пива". Пена уже пошла

После заседания президиума Совмина РБ 3 июня, на котором был рассмотрен проект выхода отечественного пивоварения из кризиса, формальный старт его реализации даст обещанное главой правительства Г.Новицким постановление "О некоторых мерах совершенствования и развития пивоваренной отрасли". Рынок масс-медиа, изготовясь осваивать внушительные поступления от рекламных компаний местных пивных брэндов, прежде более чем скромных, поспешил отметить (впервые с 1998г.) рост производства (на 1,8%) и сбыта продукции белорусских пивзаводов...
После заседания президиума Совмина РБ 3 июня, на котором был рассмотрен проект выхода отечественного пивоварения из кризиса, формальный старт его реализации даст обещанное главой правительства Г.Новицким постановление "О некоторых мерах совершенствования и развития пивоваренной отрасли". Рынок масс-медиа, изготовясь осваивать внушительные поступления от рекламных компаний местных пивных брэндов, прежде более чем скромных, поспешил отметить (впервые с 1998г.) рост производства (на 1,8%) и сбыта продукции белорусских пивзаводов. Однако всплеск интереса к отечественному пиву пока больше объясняется ранним наступлением летнего сезона и ограничительными мерами против импортного пива. И только осенью его любители, не лукавя, смогут сказать, что предпочитают белорусское пиво всему остальному не потому, что только оно им и по карману, а из-за его вкуса и престижности.

В представленной правительству программе белорусское пивоварение, по традиции, предстает как единый промышленный конгломерат, включающий в себя не только собственно пивзаводы, но и производство сырья и компонентов, схемы инвестирования, разработки НИИ, сертификацию (до 2006г.) заводов по ИСО-9000 и ХАССП, иерархию госуправления и банковские схемы финансирования. Впрочем, дело обретает завершенный вид на стадии "перевооружиться и произвести", реализация же произведенного на внутреннем и внешнем рынках подразумевается сама собой, как свершившийся факт.

Цели и средства

Согласно проекту Беларусь намерена увеличить мощности по производству пива к концу 2005г. с 31,1 до 72,4 млн. декалитров. Уже в т.г. планируется выпустить 26,5 млн. дал, а в 2005г. -- уже 60 млн. дал пива. Намечено также увеличить его экспорт с 5,4 млн. дал в 2003г. до 12 млн. дал в 2005г. При этом импорт пива не будет превышать 10% от поставок на внутренний рынок и составит в нынешнем году 2,5 млн. дал, в 2005г. -- 3,5 млн. дал. Соответственно, вместо ранее запланированного объема производства пивоваренного ячменя в т.г. в размере 70 тыс.т в Беларуси прогнозируется получить 110--112 тыс.т (в 1994г. выращено 287 тыс.т). Из них будет произведено 80,7 тыс.т солода, из которых более 30 тыс.т предполагается экспортировать. Лидерами по выращиванию ячменя назначены Минская (42 тыс.т в 2003г.) и Гродненская (31 тыс.т) области. Причем параллельно будет проведена учеба аграриев "с целью повышения навыков по выращиванию высококачественного пивоваренного ячменя". Пивоваренные предприятия уже авансировали производителей сырья на 834 млн.руб. под закупку семян и средств защиты растений.

Планируется, что к 2005г. среднедушевое потребление пива в Беларуси составит 51 литр на условную "душу" против 23,7 л в нынешнем. Видимо, соответственно возрастут и доходы населения, которое гарантирует возврат вложенных в отрасль инвестиций, которые до 2005г. должны достичь 111 млн.USD. Генеральным инвестором проекта обозначен "Приорбанк", чей вклад вкупе с другими белорусскими банками до 2005г. составит 75 млн.USD (с уплатой процентов по ставке рефинансирования Нацбанка или 10% годовых в инвалюте). Для этого "Приорбанку" на 5 лет в доверительное управление намечено передать госпакеты акций пивзаводов ОАО "Криница", "Брестпиво", "Полоцкпиво" (станет таковым до конца т.г.), а также ОАО "Белсолод" (здесь также выйдет заминка -- государство желает увеличить в нем свою долю). Остальным пивзаводам (кроме маломощного "Мозырьпиво", которое будет перепрофилировано на выпуск напитков и кваса) сосватаны другие банки. (Концерн "Белгоспищепром" уже испросил в Нацбанке и Приорбанке открытие кредитных линий по льготной ставке). ОАО "Лидское пиво" и "Оливария", не имеющие доли государства в уставных фондах, предоставлены самим себе. Как они того и желали.

Наконец, предусмотрена дифференцированная ставка налога на продажу в розничной торговле пива отечественного и импортного производства (с 1.01.2004г. во избежание пересмотра доходов местных бюджетов). А для унификации налогового законодательства с РФ принято постановление Совмина РБ от 2003-06-10г. N 770, которым дифференцированы ставки акциза на пиво в зависимости от содержания алкоголя. Вместо действующей ставки 0,04 евро за литр пива установлена ставка от 0 евро за литр пива с содержанием алкоголя до 0,5% и до 0,12 евро за литр с алкоголем свыше 8,6%. И главное, Г.Новицкий обещал снять для пивзаводов таможенную пошлину на импорт оборудования, т.е. по условиям модернизации белорусы у себя дома будут на равных с той же "Балтикой".

Запрягали долго... Поехали?

"Пивной вопрос" до предела обострился еще в 2001г., когда производство пива в отрасли упало до 21 млн.дал против 27,5 млн.дал в 1999г. И если в 80-е годы за счет налога с оборота пивзаводов формировалось до 12% госбюджета (40% экспортировалось), то уже в начале нового века -- около двух процентов. А вот в России наоборот, после обвального падения в 90-х годах пивоваренная промышленность, работая в льготном налогово-таможенном режиме, привлекла свыше 1 млрд.USD инвестиций и к 2001г. по отчислениям в бюджет РФ заняла третье место -- после нефти и газа. Не менее разительные перемены произошли в Украине. Только после того, как пиво из соседних стран начало откровенно вытеснять с белорусского рынка некогда знаменитые местные марки, пивовары РБ всполошились и стали лоббировать свои интересы в правительстве. Была даже создана ассоциация "Белпиво", результативность которой оказалась ничуть не выше программы "Белгоспищепрома" образца 1996г., согласно которой уже сегодня Беларусь должна была производить 50 млн.дал напитка европейского уровня.

Требования белорусских пивоваров к правительству два года назад мало чем отличались от нынешних, удовлетворенных. Но катализатором преобразований стал приход в страну "Балтики", которая наглядно продемонстрировала тактику и методы работы частной компании. Дело даже не в том, что качество российского пива менялось буквально на глазах, и не в лучшую сторону, тотчас после завоевания им популярности -- это обычное для раскрутки брэндов ширпотреба явление. Просто директора белорусских заводов и держатели госказны поняли наконец, что никаких ощутимых вливаний "живыми" деньгами не будет, а ожидание инвестора -- потеря конкурентоспособности. Суть в нормальной для любой частной компании практике освоения новых рынков, деление которых на внешние и внутренний -- чисто техническое. Словами вице-президента "Балтики" А.Тлехурая, "когда капиталист вкладывает деньги, он до конца не знает результата -- ситуация на рынке покажет... Если потребление пива будет расти, тогда можно думать над дальнейшими инвестициями. Но дайте нам вначале обещанный пакет акций!".

В том же 2002г. "Белпиво" разогнали, Белгоспищепром к началу 2003г. подготовил новую редакцию отраслевых реформ "сверху", 1 апреля введены ограничения на импорт пива -- и вот уже к майским праздникам любители янтарного напитка вновь стали "купляць беларускае". Отныне куратор "Криницы" -- Приорбанк из 13,5 млн.USD инвестиций, предназначенных заводу, 10,5 млн., видимо, отправит на урегулирование конфликта за установленное "Балтикой" оборудование. Однако формальная причина отказа "Балтике" (ледовый дворец и т.п.) может стать практическим "пробным рифом" и для его преемника. Приорбанку, как сразу отмечают эксперты, собственник уже попытался вменить в обязанность вопросы социального развития рабочих. Хотя эти функции несвойственны банку как доверительному управляющему, никто не поручится, что завтра хозяин не потребует подсобить еще в чем-либо, кроме получения финансовой прибыли.

При том, что все основные пожелания директоров пивзаводов правительство выполнило, на стадии подведения итогов их могут ожидать две серьезные неприятности. Во-первых, Белгоспищепром и банки вряд ли смогут повлиять на сложившуюся систему неплатежей со стороны госторговли (как и в случае с водкой), что теперь уже будет головной болью банков, ранее даже заинтересованных в процентах по кредитам, выданным пивзаводам под "оборотку". Во-вторых, пивной рынок России нынешним летом впервые за долгие годы столкнулся со спадом производства и реализации прежде всего дешевого пива. Поэтому ограничения их экспансии на рынок Беларуси неизбежно вызовут ответные санкции, что в условиях неразберихи с российско-белорусским таможенным союзом приведет к очередному витку препирательств о "мухах и котлетах".

Но оба эти фактора отразятся в итоге на имидже белорусского пива и популяризации соответствующего образа жизни как в РБ, так и в РФ. На внутреннем рынке на рекламу, при существующих нормативах отчисления, вновь не будет средств. На внешних -- никаких денег не хватит.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений