$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Образование

В ПОИСКАХ ПРИЕМЛЕМОЙ МОДЕЛИ©

17.02.2015

 

Отечественную систему профессионального образования, особенно профессионально-технического, часто упрекают в оторванности от потребностей практики и неспособности быстро адаптироваться к изменениям на рынке труда. Такая критика обоснованна, и вопросы модернизации отрасли сегодня обсуждаются на самых разных уровнях. Каким же образом предлагается улучшать ситуацию в этой сфере?

Специалисты, работающие в системе профессионально-технического образования (ПТО), обращают внимание на то, что предприятия в настоящее время самоустранились от проблемы подготовки кадров. Система образования поставлена в такие условия, что она сама должна определять контрольные цифры приема (сколько рабочих по тем или иным профессиям должна подготовить, с каким разрядом, в какие сроки), нести ответственность за их выполнение, да еще и убедить абитуриентов поступить в то или иное учебное заведение. Причем, не имея информации, какие предприятия, когда и каким образом будут модернизироваться, какие профессии окажутся востребованными в обозримом будущем. Учтем еще и то, что более 80% машин и оборудования в учреждениях ПТО морально устарело. В итоге структура подготовки рабочих кадров и квалификация выпускников действительно не соответствуют запросам экономики.

Законодательство предусматривает обязательную отработку выпускников в течение года после окончания учреждения ПТО, но, как показывает практика, немалая часть из них на производстве не задерживается, прежде всего из-за непривлекательных условий работы. Молодежь просто не желает осваивать такие профессии. Так, по специальностям легкой промышленности недобор на уровень даже среднего специального образования в 2014 г. составил 30,5% от контрольных цифр приема. Но причем здесь система образования, почему она должна отвечать за чужие недоработки?

Из-за нечеткой выраженности требований и неактивности организаций – заказчиков кадров учреждения профобразования выбирают самый простой вариант — соответствовать пожеланиям абитуриентов. Возникают ситуации, когда, к примеру, в профессионально-техническом колледже той же легкой промышленности в наличии одна группа обучающихся, которые планируют работать в отрасли, а все остальные осваивают профессии, напрямую не связанные с ней, — парикмахеров, бухгалтеров, экономистов, юристов и т.п. Такая практика приводит к потерям: государство не получает рабочих, профильные учреждения образования — необходимого количества абитуриентов, предусмотренного лицензией. Кстати, из-за этого возрастает стоимость подготовки рабочих. На сегодняшний день бюджетные расходы на обучение одного учащегося в учреждениях ПТО составляют около 29 млн. Br в год, что сравнимо со стоимостью подготовки специалиста с высшим образованием. Всего же на ПТО в 2014 г. направлено почти 2 трлн. Br.

Первым шагом на пути к реорганизации должна стать передача функции планирования потребности в рабочих кадрах от Минобразования к Минэкономики, которое может выступать в роли координатора заказов перед Минобразования, ведь именно Минэкономики отвечает за развитие отраслей, считают эксперты. То есть система ПТО должна получать заказ: подготовить, допустим, столько-то облицовщиков-плиточников, столько-то электросварщиков, швей…

Для этого следует на государственном уровне вести постоянный мониторинг и прогнозирование потребностей рынка труда в профессиональных кадрах, а полученная информация должна постоянно направляться в Минэкономики. Да, в Беларуси создана автоматизированная система «Заказ на подготовку кадров», но потребность в них определяется только по ныне существующим специальностям и квалификациям без учета модернизации рабочих мест. К сожалению, и кадровая политика ряда организаций исходит из текущего состояния и не учитывает перспективы своего развития.

Положительно оценивают эксперты предложения о необходимости создания отраслевых советов, которые бы занимались прогнозированием потребностей в квалификациях, развитием квалификационной структуры. Сама система образования предусмотреть все эти нюансы просто не в состоянии, но такая задача по силам специалистам отраслей.

Назрела необходимость организовать бюджетную подготовку рабочих кадров исключительно на условиях целевого приема по заявкам крупных предприятий, с установлением их ответственности за трудоустройство таких выпускников. Пока же целевой прием на уровень ПТО составляет только 6% (данные 2013 г.).

При обучении профессии ключевыми фигурами являются мастера производственного обучения. Их в учреждениях ПТО трудится не так уж и много — 4,1 тыс. человек. На эти места следовало бы приглашать опытных производственников, но они при этом сильно теряют в заработке. Возможно, правительству надо принять нормативный правовой акт о сохранении размера среднеотраслевой зарплаты при переходе такого специалиста в систему образования. Следует подумать и об использовании при организации производственного обучения молодежи материальной базы самих предприятий, где она все-таки намного современнее, чем в учреждениях ПТО.

Сейчас в Беларуси начинают обсуждать и новый механизм финансирования подготовки рабочих кадров, т.н. дуальный, когда государство оплачивает из бюджета расходы на теоретическую подготовку рабочего, а наниматель — производственное обучение и практику.

Кстати, в России уже несколько лет реализуется проект по подготовке рабочих кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования. Желающие участвовать в нем субъекты РФ отбирались по конкурсу. Разработчики проекта учитывали опыт Германии, где традиционно очень низкая безработица среди молодежи, и которая сегодня проводит полное индустриальное перевооружение для создания промышленности нового типа. Отмечу, что там профобразование полностью сориентировано на производство и на 80% финансируется за счет средств немецких компаний.

Участвующие в российском проекте учащиеся приобретают теоретические знания в аудиториях, практические — непосредственно на производстве, на своих будущих рабочих местах, финансируется учеба за счет бюджета и предприятия, поровну. 3 дня в неделю отводится для практики под началом мастеров-наставников — действующих работников с высокой квалификацией, получающих доплату, на некоторых предприятиях мастер- наставник — это штатная единица. Понятно, что при такой организации обучения претензии о неподготовленности выпускников к работе в условиях производства исчезают.

Правда, такие новации затронули лишь отдельные промышленные регионы, нехватку рабочих рук во многих отраслях РФ предприятия компенсируют за счет привлечения трудовых мигрантов из стран СНГ.

Подобный опыт есть и в Казахстане, власти привлекли для участия в нем ряд крупных отечественных корпораций. Для координации работы создан постоянно действующий Темиртауский форум, где представлены ведущие органы госуправления экономикой и образованием, а также структуры бизнеса.

Анна ФЕДОРОВА