$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

В ПЕРЕВОДЕ НА ПРИВАТИЗАЦИОННЫЙ©

21.02.2012

Перечень стратегических предприятий, от продажи которых в текущем году правительство Беларуси надеется выручить 2,5 млрд. USD, уже согласован с Президентом А.Лукашенко, сообщил на пресс-конференции 16 февраля глава Госкомимущества Георгий Кузнецов. В него предварительно включены 19 предприятий Белнефтехима и Минпрома, которые власти считают стратегическими и ликвидными. Однако подходы к приватизации, которых продолжают придерживаться чиновники, по-прежнему могут отпугнуть потенциальных инвесторов.

Г.Кузнецов признал, что при составлении данного перечня пришлось столкнуться с противодействием со стороны почти всех белорусских министерств, но правительство настояло на своем. К тому же перечень согласован с КГБ и силовиками, подчеркнул глава ГКИ. О каких именно объектах идет речь, он не уточнил, сообщив лишь, что среди них нет оператора мобильной связи «МТС». Власти по-прежнему надеются продать свою долю в этой компании за 1 млрд. USD. Г.Кузнецов заверил, что желающие есть, причем не один и не два. Останавливает их лишь экономическая ситуация, «когда из-за девальвации тарифы в долларовом эквиваленте снизились в три раза», — посетовал глава ГКИ, отметив, что стартовая цена продажи госдоли в МТС не изменилась.

Такое упорство может существенно сказаться на перспективах белорусской приватизации. Так, балансовая стоимость предприятий, включенных в таинственный перечень, составляет, по словам Г.Кузнецова, около 7 трлн. Br (примерно 850 млн. USD). Однако продавать их предстоит по рыночной стоимости, которую наши чиновники видят весьма своеобразно.

НАПРИМЕР, деятельность известных международных компаний по определению рыночных цен в ГКИ явно не одобряется. «Наши и те оценщики — одна школа. Только у наших квалификация получше. Но те прикрываются именем и берут миллионы долларов за оценку, а наши — миллионы белорусских рублей», — заявил Г.Кузнецов, комментируя информацию о том, что аудиторская компания Ernst & Young проведет повторную оценку МАЗа, после того как первый результат (800 млн. USD) не понравился белорусским властям.

«И вообще, независимых оценщиков не бывает», — заявил глава ГКИ. Но поскольку иностранные инвесторы требуют «так называемой независимой оценки», приходится пользоваться дорогими услугами компаний с мировым именем, пожаловался Г.Кузнецов: «Потом наши оценщики показывают им в оценке — вот здесь вы неправильно сделали, вот тут вы занизили».

Выход видится чиновнику в создании совместного открытого акционерного общества с известным мировым оценщиком.

Остается дождаться, кто из таких компаний сочтет для себя интересным подобный проект, не видя в нем нарушения международных стандартов оценки, профессионального кодекса этики и угрозы аффилированности с государством – будущим заказчиком оценки. Если же ответа не приглашение к объединению последует, то у ГКИ будут два варианта: примириться с требованиями зарубежных инвесторов или в очередной раз сорвать планы «большой приватизации». Ведь у иностранных инвесторов точка зрения на оценку в Беларуси прямо противоположная.

СТОЛЬ же туманными остаются перспективы приватизации малой. Один из ключевых ее вопросов — предоставление частному бизнесу возможности выкупа арендуемых помещений, что закреплено в Директиве № 4. Такая кампания могла бы стать весьма масштабной: в настоящее время с частными арендаторами заключено около 50 тыс. договоров аренды госимущества. В конце прошлого года Госкомимущество предложило бизнес-союзам предоставить информацию о тех, кто желает сменить статус арендатора на собственника. Однако заявки поступили менее чем на 1% арендуемых объектов: 218 — в Минске, 70 — в областных центрах, 29 – в остальных местах. Это позволило главе ГКИ сделать логичный вывод: большинство предпринимателей удовлетворены существующей арендной платой и не планируют вкладывать средства в развитие своего бизнеса. Лишь те, кто серьезно занимается производственной деятельностью, думают, как выкупить арендуемое имущество и расширить свое производство, - считает Г.Кузнецов.

Если это так, то многим серьезным производственникам не повезло: половина заявок на выкуп арендуемого имущества была отклонена, поскольку госорганы и исполкомы сочли продажу 159 объектов экономически нецелесообразной. Еще 18% заявок (на 56 объектов) отклонили, поскольку сдающиеся в аренду части помещений и неизолированные помещения не являются объектом недвижимости и не могут быть проданы. В итоге, как сообщил Г.Кузнецов, к выкупу арендаторам согласовано только 60 объектов — 19% от заявленных, в т.ч. 54 в Минске, а на 1 февраля продано лишь 3 объекта. Еще один выкупать по рыночной стоимости отказался сам арендатор.

ВПРОЧЕМ, у такого скромного результата немало причин и помимо трудностей согласования. Прошлогодняя девальвация оставила многие частные предприятия без оборотных средств, кредиты нынче дороги и труднодоступны, а снижать цены на недвижимость государство не торопится. Для выкупа в таких условиях у частников зачастую сегодня попросту нет денег. К тому же главные трудности ждут потом: придется заключать договора на энергоснабжение, коммунальные услуги, утилизацию отходов, охрану, платить налог на недвижимость. А главное – над собственником всегда висит дамоклов меч изъятия имущества путем конфискации за какие-нибудь нарушения, да и громкие примеры признания сделок с госактивами недействительными свежи в памяти бизнесменов. Их сегодня не столько радуют 4 место Беларуси в исследовании Всемирного банка Doing Business по индикатору «Регистрация собственности» и высокие технологии ведения реестров недвижимости, сколько тревожат сомнения в прочности институциональных условий удобства владения имуществом и защиты прав собственников. И итоги согласования сделок выкупа арендованных объектов – лишнее тому подтверждение.

Утешит ли арендаторов обещание установить с 1.04.2012 базовую арендную ставку на уровне 35 тыс. Br с учетом индекса цен? По словам председателя ГКИ проект соответствующего указа был внесен в Администрацию Президента, однако затем возвращен на доработку. «Этот документ достаточно долгое время согласовывался, обсуждался… из-за того, что в него внесено столько изменений, документ стал нечитаемый, сложный». А потому велено сделать его новую, более понятную редакцию.

Интересно, будет ли очередной вариант проще и понятнее и пройдет ли он, в отличие от предыдущего, обсуждение в бизнес-союзах, как полагается в соответствии с Директивой № 4? До 1 апреля осталось менее полутора месяцев.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях