Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.87
Серебро:
2.01
Платина:
86.6
Палладий:
171.72
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В ОЖИДАНИИ ПЕРЕМЕН

В многоуровневой системе государственного управления страны наряду с министерствами, комитетами, другими органами власти имеются и концерны (всего их шесть), объединяющие разные предприятия с высоким уровнем концентрации и централизации капиталов и производства...
В многоуровневой системе государственного управления страны наряду с министерствами, комитетами, другими органами власти имеются и концерны (всего их шесть), объединяющие разные предприятия с высоким уровнем концентрации и централизации капиталов и производства. С юридической точки зрения их статус сейчас представляется весьма двусмысленным. Хотя концерны и обладают функцией государственного управления, однако согласно Указу Президента от 2001-09-24г. N 516 они не входят в систему республиканских органов госуправления и отнесены к иным государственным организациям, подчиненным правительству. Формально концерны и вовсе находятся вне законодательного поля страны, поскольку в новом Гражданском кодексе, вступившем в силу в 1998г., такое понятие отсутствует. Потому и возникают различные проекты преобразования этих структур.

Думают о будущем и в концерне "Беллегпром", созданном в 1992г. сначала в форме хозяйственного объединения на базе предприятий ликвидированного Министерства легкой промышленности, а через год получившем статус государственного. О перспективах его развития корреспонденту "НЭГ" рассказал начальник экономического управления Беллегпрома Виктор ЖАРИКОВ.

-- Несмотря на то, что концерн государственный, его сотрудники не считаются госслужащими и соответственно не пользуются льготами, предоставляемыми этой категории работников. Не выделяются из бюджета и средства на содержание аппарата, в т.ч. на выполнение государственных функций. Концерн полностью содержится за счет взносов и отчислений из прибыли, остающейся в распоряжении входящих в его состав субъектов хозяйствования. В среднем это 0,14% от выручки или около 2% чистой прибыли предприятий.

Органом управления Беллегпрома является Совет, куда входят директора предприятий -- членов концерна, а также его руководство -- президент и три заместителя, назначаемые правительством. Полномочия аппарата управления определены уставом и договорами с предприятиями и включают функции государственного управления, координационно-методического и консультационного обеспечения владельческого надзора за эффективностью работы акционерных обществ, имеющих государственную долю собственности, и другие.

-- Виктор Демьянович, как происходит управление и контроль за деятельностью входящих в концерн ОАО и какова в них доля государства?

-- Из входящих в состав концерна 92 промышленных предприятий только 19 имеют государственную форму собственности, остальные 73 -- частную. Среди них 53 акционерных общества и 16 организаций с участием иностранного капитала. Доля акций государства на 32 АО варьируется от 0,003 до 88%. К слову, удельный вес госимущества в стоимости чистых активов предприятий отрасли всех форм собственности составляет 56,3%, на ОАО -- 55,6%. Владельческий надзор осуществляется через представителей государства (в основном это работники аппарата концерна) на основе гражданско-правовых договоров.

-- Как относятся негосударственные и совместные предприятия, где нет госдоли, к обязанности выполнять обилие прогнозных показателей, доводимых правительством?

-- Это условие записано в договоре о вступлении в концерн. Безусловно, руководители предприятий нацеливают коллектив на выполнение таких показателей. Мы не можем сказать, что они обязательны настолько, что при их малейшем невыполнении директора снимут с работы или лишат премии. Другое дело, что предприятия находятся как бы между двух огней -- интересов концерна и местных властей. Например, нам нужно выполнение показателей в целом по отрасли. Кому-то достается больше, кому-то меньше. Исполкомы же требуют выполнения заданий на областном уровне. И зачастую подходы не совпадают. Местные власти считают, что мы идем вразрез с требованиями правительства, умышленно занижаем показатели.

Сейчас каждому предприятию концерна установлено 10 основных целевых показателей и целый ряд дополнительных, среди которых предельно допустимые нормативы неденежной формы расчетов и товарообменных операций, квоты на поставку на внутренний рынок важнейших товаров, сокращение запасов готовой продукции и др. Такое количество заданий, на мой взгляд, ведет к зарегулированности экономики, сводит к минимуму свободу в выборе руководителем стратегии и тактики развития предприятия. К тому же зачастую прогнозные показатели устанавливаются без учета потребностей рынка и финансового положения субъекта хозяйствования. Оценивать его деятельность целесообразнее по росту прибыли и реальной заработной платы работников, уровню рентабельности. Все остальные показатели могут быть ориентирными, прогнозными, но никак не обязательными. Тем более что в ст.46 ГК сказано, что основной целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли.

-- Предпринимаются ли какие-либо шаги по изменению статуса концерна?

-- Декрет от 2002-12-17г. N 29 "О государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования" (подп. 2.6-1) предписывает объединениям, созданным республиканскими органами государственного управления, привести свои учредительные документы в соответствие с ГК, другими законодательными актами до 1 января 2004г. Дальнейшую судьбу концерна решит правительство. Это значит, что после означенной даты концерны должны приобрести иную форму объединения. Какую именно -- вопрос открытый.

Легкая промышленность -- это целый пласт экономики, и какой-то единый орган управления, наверное, должен быть. Другое дело, каким он будет, появится ли у нас возможность проводить собственную политику и "развернуться". Ведь сейчас, по уставу, концерн -- некоммерческая организация. Будь иначе, мы смогли бы искать какие-то пути зарабатывания денег и для себя, и для своих предприятий.

-- Каким вам видится будущее концерна, его развитие?

-- Возможно, возникнет более прогрессивная форма хозяйственного объединения, которое было создано сразу после ликвидации Министерства легкой промышленности.

Если это будет объединение в виде акционерного общества, определяющую роль будет играть доля капитала. Кто вложит больше, у того и прав будет больше. Есть вариант, чтобы аппарат концерна выполнял свои функции на договорных условиях, как это практикуется в российском Легпроме, который существует в виде ОАО. В договорах будет записано, какие функции мы выполняем и за что от предприятий получаем вознаграждение.

К 2005г. мы планируем завершить приватизацию всех республиканских унитарных предприятий отрасли и преобразовать концерн в холдинг, что связано с формированием рыночной инфраструктуры. На наш взгляд, холдинговая компания должна быть в форме акционерного общества, где аккумулирование средств произойдет посредством эмиссии акций.

В состав холдинга обязательно войдут АО с долей государства. Для этого необходимо предусмотреть права по владению и распоряжению государственным пакетом акций предприятий отрасли, что позволит наравне с управлением осуществлять инвестиционную политику, участвовать в аукционах и конкурсах, формировании рынка ценных бумаг. Планируется включить в холдинг хозрасчетные лизинговые, консалтинговые, маркетинговые организации, отдельных антикризисных управляющих и др. Если сюда добавить и коммерческие банки, холдинговая компания может стать одной из форм организации финансового капитала.

-- Каким образом тогда будут распределяться дивиденды на акции, принадлежащие государству?

-- На наш взгляд, половина их должна поступать в республиканский бюджет, половина -- на развитие холдинга, увеличение уставных фондов и проведение дополнительных эмиссий акций на особо значимых для экономики страны предприятиях отрасли.

Мы считаем, что необходимо разрешить концерну самостоятельно, без дополнительной проработки и согласований с правительством оставлять в акционерных обществах 50% дивидендов, приходящихся на государственные акции, и направлять их на содержание социальной сферы, развитие производства и пополнение оборотных средств.