В ожидании пенсии
Большинство обращений в Минтруда и соцзащиты на прямые телефонные линии и личные приемы касаются пенсионного обеспечения. В очередной раз министерство разъяснило проблемные вопросы социального страхования, назначения пенсий и перспективы системы пенсионного обеспечения во время онлайн-конференции 21 сентября.
Обращения граждан по вопросам пенсионного обеспечения в подавляющем большинстве случаев касаются получения права на досрочные пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда, или за выслугу лет, или оспаривания решения об отказе в назначении таких пенсий. Часть обращений возникает из-за несогласия с размерами назначенных или выплачиваемых пенсий. Понять пенсионеров можно: соотношение средней пенсии по возрасту и средней зарплаты в стране за 7 месяцев т.г. составило 39,5%. Это чуть ниже запланированного программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 гг. показателя роста реальных денежных доходов (такое соотношение должно быть не ниже 40%). Не реже 1 раза в год в соответствии с законодательством трудовые пенсии перерассчитываются в связи с ростом средней заработной платы в пределах средств бюджета ФСЗН. При этом перерасчет трудовых пенсий производится на основании указов Президента. Как сообщила во время онлайн-конференции начальник главного управления пенсионного обеспечения Минтруда и соцзащиты Наталья Мурашкевич, сроки и объемы перерасчета трудовых пенсий в 2017 г. будут определяться позже, решение по данному вопросу пока не принято.
По данным Минтруда и соцзащиты, среди гражданских лиц самые высокие пенсии получают работники летного и летно-испытательного состава гражданской авиации, а также участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и их иждивенцы. Размеры пенсий в регионах разнятся, и это обусловлено, как правило, сложившимся уровнем оплаты труда, который, в свою очередь, зависит от структуры экономики в регионе. Наиболее высокие средние показатели пенсий в Минске.
Нагрузка пенсионной системы на экономику сегодня высока: около 29% населения – пенсионеры (с учетом силовиков). Соотношение численности работающих и получателей пенсий постоянно снижается: если в 1990 г. на 100 работающих приходилось 46 пенсионеров, то в 2016 г. – уже 62. Поддерживать бюджет фонда соцзащиты в достаточном объеме все труднее. Кроме того, существует проблема устойчивой задолженности предприятий перед фондом. Так, задолженность юридических лиц и ИП по платежам в ФСЗН по состоянию на 1.07.2017 г. составила 96,2 млн. BYN (0,7% к плану по доходам на 2017 г.), сообщил замминистра труда и соцзащиты Валерий Ковальков. В т.ч. задолженность юрлиц достигла 34,9 млн. BYN, индивидуальных предпринимателей – 36,2 млн. BYN, организаций, находящихся в стадии ликвидации и банкротства, – 23,6 млн. BYN, юрлиц, получивших государственную поддержку по указам Президента в виде отсрочки (рассрочки) по обязательным платежам в бюджет фонда, – 1,5 млн. BYN. К слову, каждый работник конкретной организации может проверить состояние расчетов нанимателя по платежам в бюджет фонда. Информация о плательщиках-должниках, а также информация об исполнении бюджета фонда ежеквартально размещается на сайте ФСЗН (ssf.gov.by).
Бюджет фонда соцзащиты за I полугодие 2017 г. исполнен с профицитом в сумме 110,5 млн. BYN. Сбалансированность бюджета фонда обеспечена субвенциями из республиканского бюджета.
Обязательным условием приобретения права на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН (страховой стаж). Страховой стаж ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Для назначения пенсии в 2017 г. он должен составлять не менее 16 лет, в 2018 г. – 16 лет 6 месяцев, в 2019 г. – 17 лет и т.д. Некоторым категориям плательщиков требуется 5 лет страхового стажа – для назначения досрочных пенсий по возрасту многодетным матерям, родившим 5 и более детей, инвалидам с детства и др. С 1.08.2017 г. Указом Президента от 29.06.2017 № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» предоставлено право на трудовую пенсию по возрасту при 10 годах страхового стажа лицам, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый стаж (подробнее см. «ЭГ» № 56 от 1.08.2017 «Страховой стаж: обязательства и льготы»). По имеющимся данным, численность лиц, обратившихся за назначением пенсии в установленном порядке, но не получивших право на трудовую пенсию по возрасту по причине отсутствия требуемого стажа работы с уплатой страховых взносов либо общего стажа работы, за период с 2015 г. составила порядка 3,7 тыс. человек.
В 2018 г. Беларусь планирует подписать Договор о пенсионном обеспечении трудящихся стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Как рассказала заместитель начальника главного управления пенсионного обеспечения Минтруда и соцзащиты Лариса Яшкова, разрабатываемый сейчас проект Договора направлен на обеспечение гражданам государств – членов ЕАЭС, в т.ч. гражданам Беларуси, возможности формировать пенсионные права через уплату страховых взносов в период работы на территории любого государства ЕАЭС, сохранять и реализовывать эти права в последующем. Например, гражданин Беларуси, работающий на территории Армении с уплатой страховых взносов, после вступления в силу Договора будет иметь право в последующем получить пенсию за этот стаж от Армении (при соблюдении условий законодательства этого государства). Указанная пенсия по выбору гражданина будет экспортироваться компетентными органами Армении по месту жительства в Беларуси или выплачиваться в Армении.