$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

В ОЖИДАНИИ НОВОЙ ПОЛИТИКИ©

13.08.2013

Основные направления новой политики строительной деятельности в ближайшее время планирует утвердить правительство, сообщил на пресс-конференции министр архитектуры и строительства Анатолий НИЧКАСОВ.

Новая политика предполагает существенное изменение законодательства в архитектурной и строительной деятельности, сформированного преимущественно в 1990-е годы и не отвечающего современным требованиям. Это касается и Закона от 5.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», который с момента принятия претерпел лишь незначительные изменения.

Сегодня инвестор, заказчик, застройщик, генеральный подрядчик, подрядчик, субподрядчик, проектировщики находятся в сложном взаимодействии, зачастую не позволяющем сократить инвестиционный цикл. Теперь предполагается сократить его до двух звеньев: инвестор и генподрядчик. Это, по мнению А.Ничкасова, позволит избежать многих проблем, имеющихся сегодня в отрасли.

В частности, должна измениться форма контракта на строительство, причем важным его условием станет усиление экономической ответственности за результат заказчика и подрядчика. Это позволит ужесточить взаимную дисциплину сторон: подрядчика — за сроки строительства, а заказчика — за его финансирование. Власти надеются, что таким путем удастся побороть проблемы долгостроя, борьбой с которым сегодня активно занимается рабочая группа по проблемным вопросам в строительной отрасли под руководством главы Администрации Президента страны Андрея Кобякова. Согласно статистике, на 1.07.2013 г. в незавершенном строительстве (без учета индивидуальных застройщиков и субъектов малого предпринимательства) находилось 12,3 тыс. объектов. За II квартал текущего года их стало еще на 7% больше. Причем на долю объектов, строительство которых осуществлялось с превышением нормативных сроков продолжительности строительства (без учета временно приостановленных и законсервированных), приходится 42,7%.

Теперь по требованию рабочей группы подробная информация о сроках завершения строек должна размещаться на сайтах облисполкомов. Заметим, что тех отнюдь не радует такая гласность: порой в списках проблемных домов отсутствуют должности ответственных лиц и номера телефонов, по которым можно с ними связаться.

Работа группы позволит сделать рывок в совершенствовании строительной деятельности в Беларуси, считает А.Ничкасов. По его мнению, здесь в I полугодии и так имеется положительная динамика. Например, объем выполненных строительно-монтажных работ в январе–июне т.г. составил 43,4 трлн. Br, что в сопоставимых ценах на 2,8% больше, чем годом ранее. Организациями всех форм собственности построено 31,2 тыс. новых квартир — на 0,6 тыс. больше, чем в январе–июне 2012 г. Введено в эксплуатацию 2618,9 тыс. м2 общей площади жилья, что на 6,2% больше, чем за 6 месяцев прошлого года. Заметим, что этот рост происходит на фоне весьма низкой базы. Для сравнения: в прошлом году ввод жилья в эксплуатацию сократился на 18,2% к 2011 г., в котором спад составил 17,2%.

Экспорт строительных услуг за январь–май 2013 г. составил 245,1 млн. USD, что в 2,3 раза больше, чем за 5 месяцев прошлого года, а импорт — 259,5 млн. (в 1,2 раза больше). Таким образом, сальдо внешней торговли строительными услугами в январе–мае 2013 г. составило только –14,4 млн. USD — в 7 раз меньше, чем год назад. Выручка организаций строительства от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за 5 месяцев 2013 г. увеличилась по сравнению с январем–маем 2012 г. на 38,5%, себестоимость — на 37,8%, а прибыль — на 47,5%. Впрочем, этот результат сопровождается 28,5-процентным ростом цен. Однако, комментируя «ЭГ» эту тенденцию, А.Ничкасов сослался на зависимость стоимости строительства от смежных областей, прежде всего транспорта, особенно железнодорожного. Кроме того, в себестоимости строительных услуг порядка 26% составляет зарплата, которая также значительно увеличилась. Действительно, реальная зарплата в отрасли в январе–мае т.г. стала на 39,9% больше, чем годом ранее, — один из самых высоких показателей среди отраслей экономики.

Впрочем, одно из ключевых мест новой строительной политики — совершенствование ценообразования. При этом планируется обеспечить взаимосвязь между стоимостью жилья и доходами населения: цена 1 м2 возводимого жилья не должна превышать уровня среднемесячной зарплаты в стране. К сожалению, пока это соотношение значительно отличается.

Иван МИХАЛЕВИЧ