$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

В ОЖИДАНИИ НАСЫЩЕНИЯ

18.03.2011

В прошлом году продажи обуви в Беларуси по всем каналам реализации возросли на 33% к уровню 2009 г., до 2 трлн. Br. Тем не менее внутренний рынок остается крайне зависимым от импорта, потому что предложение отечественных изготовителей недостаточно ни по объему, ни по ассортименту. Такое мнение высказала начальник управления организации потребительского рынка непродовольственных товаров Минторга Нина ПАШКО на совещании работников торговли и обувщиков 11 марта.

По оценке Минторга, белорусские обувщики удовлетворяют потребность внутреннего рынка только на 45%. Поэтому в прошлом году было ввезено более 10,7 млн. пар обуви иностранных изготовителей на сумму 203,8 млн. USD, в т.ч. 9 млн. пар — из России. В частности, ввозится обувь бизнес-класса, нарядная — для взрослых и детей, для подростков, для активного отдыха, для отдельных видов спорта. Минские обувные предприятия поставили на внутренний рынок в прошлом году 14% продукции от всех поставок концерна «Беллегпром». При этом обязательства по поставке товара в торговлю выполняются примерно на 96% от согласованных объемов.

Доля обуви отечественного производства в продажах организаций Минторга составляет 73%. Среди них продукция витебских изготовителей — «Марко», «Сан Марко», «Красный Октябрь» в совокупности составляет 30%, Белвеста и группы МО ОАО «Луч» — по 14%.

Поскольку правительство поставило задачу сократить потребительский импорт, Минторг ждет от отечественных предприятий такой ассортимент, который бы полностью продавался и вовремя предлагался к сезону.

По данным статистики, на 1 февраля остатки белоруской обуви в торговле оцениваются в 208 млрд. Br — на 145 дней торговли. Но если товар не продан в сезон, нужно активнее освобождать полки для другого ассортимента. Эффективно делать это можно только совместными усилиями, устраивая совместные распродажи, уверены продавцы. В одностороннем порядке торгующая организация может снизить половину своей торговой надбавки. Но это недостаточно для привлечения покупателей — нужно содействие производителей. Для проведения тотальных распродаж, объясняет Н.Пашко, необходимо, чтобы изначально в торговле была установлена надбавка 100–200%, а не 25–30% как сейчас. В 2010 г. организации торговли провели 18 тыс. распродаж, по итогам которых товарооборот составил 135,5 млн. Br. Промышленные предприятия поддержали лишь 1/5 этих акций.

Показателен здесь опыт сотрудничества с РУП «Кричевский завод резиновых изделий», рассказала Н.Пашко. Торговля накапливает резиновую обувь уже в январе–феврале, чтобы удовлетворить спрос в регионах во время весеннего паводка. Зимой товароведы вели переговоры с кричевскими сбытовиками о поставках с отсрочкой платежа — но безрезультатно. Торговле пришлось искать других партнеров. Теперь Кричевский завод на грани остановки, а торговые организации получают задание выбрать остатки продукции на его складах. Минторг призывает не роптать, а срочно выезжать в Кричев. Можно ли надеяться, что такое сотрудничество будет эффективным?

Непросто складывается диалог торговли и обувщиков, полный взаимных упреков: «вы нам недодали», «надо было вовремя заказывать»... Возможно, приходить к взаимопониманию станет проще, если каждая из сторон в равной мере будет рисковать собственными деньгами. Ведь заметно нарастить объемы продаж отечественной обуви можно при условии совместного развития торговых сетей, поскольку сегодня площадей для реализации обуви катастрофически не хватает. Если же бездействие затянется, все места на отечественном рынке займут российские розничные сети.