$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

В отходах кроются сюрпризы

10.12.2010

С недавних пор обращение с отходами стало одной из наиболее обсуждаемых тем на предпринимательских форумах в Интернете. Не все понятно с оформлением инструкций по обращению с отходами и с разрешениями на их хранение и захоронение. Поводом для вопросов стало появление постановления Совмина от 23.07.2010 № 1104 «О некоторых вопросах в области обращения с отходами», утвердившего порядок согласований соответствующих документов с территориальными органами Минприроды.

Поскольку большинство субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности сегодня размещаются на арендованных площадях, их интересует, обязаны ли они заниматься разработкой и согласованием инструкций с органами Минприроды и получать разрешения на хранение и захоронение отходов или это «почетное право» принадлежит арендодателям?

Как пояснила «ЭГ» консультант отдела регулирования обращения с отходами Минприроды Александра ФЕДОРЕНЧИК, данная обязанность определяется по соглашению сторон — в договорах аренды. Согласно законодательству этим должны заниматься юрлица и ИП, осуществляющие обращение с отходами, а таковыми могут быть признаны как те, у кого они образуются в процессе хозяйственной деятельности, так и уполномоченные договорами лица, к примеру, арендодатели. Практика показывает, что в большинстве случаев именно последние берут на себя данную функцию, хотя, вообще говоря, это не является их обязанностью.

А.Федоренчик советует субъектам хозяйствования серьезно отнестись к разработке инструкций по обращению с отходами. Некоторые, желая облегчить задачу, обращаются за помощью в сторонние организации, т.к. спрос на рынке на данный вид услуг уже успел породить соответствующее предложение. Однако, по оценке представителя Минприроды, уровень подготовки таких инструкций зачастую желает оставлять лучшего. Добавим, что цены за разработку такой инструкции могут достигать 1 млн. Br и более. К тому же лицам, занимающимся обращением с отходами, гораздо проще согласовать инструкции с территориальными органами Минприроды, если они их разрабатывали самостоятельно, — по крайней мере инспектор и сотрудник компании могут говорить на одном языке, оперируя одними и теми же понятиями.

Разрабатывая инструкцию, нужно руководствоваться постановлением Минприроды от 28.11.2001 № 28 «Об утверждении Правил разработки, согласования и утверждения инструкции по обращению с отходами производства». При этом, по словам А.Федоренчик, Минприроды подготовило проект нормативного акта, который должен заменить действующее постановление № 28, однако никаких особых сюрпризов в нем не заложено. Новый документ призван устранить дублирование норм постановления № 1104 в части согласования инструкций с органами Минприроды и привести терминологию в соответствие с Законом от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами».

Впрочем, стоит признать, для большинства мелких компаний и особенно ИП необходимость разработки инструкции по обращению с отходами и получение разрешения на их хранение и утилизацию уже само по себе является неприятным «сюрпризом». Причем многие из них об этой своей обязанности даже не подозревают. Хотя данная норма касается не только субъектов хозяйствования производственной сферы, но и тех, кто оказывает услуги, в т.ч. ИП, не арендующих никаких помещений, — т.е. практически всех.

Вызывает удивление и набор требований, выдвигаемых к разработке инструкции. Так, согласно п. 10 постановления № 28 она должна полностью соответствовать требованиям природоохранного, санитарного, противопожарного законодательства, а также документов по стандартизации. В инструкции должны присутствовать 7 (!) обязательных разделов: «Организация обращения и учета отходов», «Образование отходов», «Сбор отходов», «Учет отходов», «Размещение отходов», «Использование и обезвреживание отходов», а также приложения «Образующиеся отходы», «Расчет-обоснование количества отходов для хранения», «Карта-схема мест образования отходов», «Карта-схема мест хранения отходов». Кроме того, необходимо утвердить порядок разработки нормативов образования отходов, порядок производственного (ведомственного) контроля за соблюдением этих нормативов и т.д. Все это для большинства субъектов малого предпринимательства, «отходы производства» которых состоят из нескольких десятков листов офисной бумаги, представляется явно завышенным требованием.

Разумеется, следовать этим нормам достаточно затратно и по времени, и по средствам. Только изучение соответствующего законодательства (а без этого подготовить инструкцию невозможно) потребует не одного дня. К тому же тексты многих нормативных актов и технических нормативных документов не размещены в свободном доступе, и за них придется платить. Справиться с подобной задачей непросто даже для крупных компаний, а что говорить о ЧУП с двумя-тремя работниками или об ИП, который зачастую трудится один?

Между тем отсутствие инструкции или ее разработка и согласование в срок, превышающий 60 дней с момента госрегистрации субъекта хозяйствования, считается нарушением законодательства об обращении с отходами, которое в соответствии со ст. 15.63 КоАП влечет предупреждение или наложение штрафа от 5 до 200 базовых величин на ИП и до 1000 БВ на юрлицо. А такой «сюрприз» способен уже не только удивить, но и разорить.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях