$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

В МИРЕ РЕАЛЬНЫХ ЧУДЕС©

27.12.2013

Оценивая итоги уходящего года и перспективы на будущее, мы балансируем на границе миров реальности и чудес, которыми полна отечественная экономика. И нам, как всегда, хочется, чтобы чудеса сбывались, облекаясь в рубли, доллары, тонны и проценты.

Окончательные итоги 2013 г. еще неизвестны, но уже очевидно, что большинство сказочных прогнозов социально-экономического развития, установленных на 2013 г., явно не сбылись. Инфляция вышла за заданные рамки еще в октябре, ВВП оказался чуть ли не в 10 раз ниже запланированного, темпы роста зарплат — в 8 раз выше, чем производительность труда. Сальдо внешней торговли и золотовалютные резервы явно не соответствуют тому, что власти заказывали у Деда Мороза. Однако курс рубля и объем денежной массы удержались в рамках официальных прогнозов. Ориентированная на экспорт экономика Беларуси показала свою уязвимость перед колебаниями внешнеэкономической конъюнктуры, не оправившейся от мирового экономического кризиса. Его маятник качнулся в уходящем году в другую сторону: США и ЕС, судя по данным статистики, улучшают свои позиции, но одновременно снижаются темпы роста в развивающихся странах, в т.ч. в БРИКС. При этом едва ли не самое большое торможение происходит в России — основном покупателе белорусской продукции. К этому можно прибавить обвал одного из ключевых для нас сырьевых рынков. При этом смена собственников и топ-менеджеров «Уралкалия» не гарантирует изменения его сбытовой политики, восстановления калийного картеля или компенсации ущерба, о котором говорили в Минске. Между тем, по оценке Минфина, сокращение экспорта калийных удобрений и снижение объемов поставок российской нефти привели к тому, что республиканский бюджет в 2013 г. недополучит порядка 16 трлн. Br (1,69 млрд. USD). Судя по проекту бюджета, эти проблемы должны быть решены в новом году. Залогом здесь может служить договоренность между Минэнерго РФ и концерном «Белнефтехим» о поставке в нашу страну в I полугодии 2014 г. 11,5 млн. т российской нефти, а возможно, такого же количества в июле–декабре. Взамен белорусские НПЗ должны поставлять в Россию ежемесячно 100–110 тыс. т бензина в периоды сезонного спроса и ремонта российских заводов. Эти шаги наряду с эффектом «низкой базы» вполне могут обеспечить выполнение по крайней мере части прогнозов в 2014 г. Однако скептики, не верящие в чудеса, продолжают выдвигать альтернативные варианты будущего отечественной экономики, один неприятнее другого.

Тяжелый стресс приходится переживать тем, кто свято верит в щедрость социального государства. Ресурсы для поддержания этого чуда серьезно оскудели: жилья строится куда меньше, попасть в ряды получателей льготных кредитов почти невозможно, да и в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий встать все труднее. Государство твердо намерено взыскать все, что только можно, за оказываемые населению услуги и выявить всех, кто не слишком усердно пополняет бюджет налогами. Болеть после изменения правил расчета пособий по временной нетрудоспособности стало невыгодно, а тарифы ЖКХ стремительно растут вверх, съедая прибавки к зарплатам и пенсиям. Впрочем, ресурс роста заработков, по-видимому, исчерпан: в ноябре номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в республике сократилась по сравнению с октябрем на 2,4%, до 5348,8 тыс. Br, а реальная (с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) — на 3,9%. В утешение правительство заверяет, что доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в потребительских расходах белорусской семьи составляет всего 3,5%, тогда как в Литве — 10,5%, России — 11,5%, Украине — 10,9%. Так что у тарифов ЖКХ есть еще немалые резервы увеличения, которые, как обещают власти, не превысят фактически сложившихся темпов роста зарплаты и не снизят его покупательную способность. Хочется верить, что это обещание сбудется — чтобы сопоставление показателей не портить.

Новый год станет особым для учетных работников: с 1 января вступают в силу законы «Об аудиторской деятельности» и «О бухгалтерском учете и отчетности», открывающие дорогу для применения в республике международных стандартов финансовой отчетности. А ведь были такие, кто в подобное чудо не верил.

Загодя получили свои подарки настоящие и потенциальные инвесторы. Законы «Об инвестициях» и «О концессиях» должны чудесным образом изменить условия их работы в Беларуси — если, конечно, бизнесмены найдут существенные отличия этих нормативных актов от утрачивающего силу Инвестиционного кодекса. Правда, в перспективе инвесторов могут ждать и иные сюрпризы — вроде усиления владельческого надзора государства в приватизированных компаниях, но это уже будут подарки к другим праздникам, если долгие споры по данной проблеме не приведут к иному результату.

Не менее длительные дискуссии о показателях прогноза, ставках и особенностях исчисления налогов на будущий год, строго говоря, еще не завершены. Хотя основные новшества уже неоднократно назывались, на момент сдачи этого номера не подписаны ни законы «О республиканском бюджете на 2014 год», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения», ни указы о важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития и основных направлениях денежно-кредитной политики, ни целый ряд постановлений и инструкций, необходимых для работы в новом году. Очевидно, такого чуда, как появление этих документов за 3 месяца до вступления в силу, как обещалось в принятой 3 года назад Директиве № 4, нам не дождаться. Зато можно надеяться на целую череду сюрпризов в самый канун Нового года и еще позже.

Взамен по итогам прошедшего 25 декабря Госсовета Союзного государства президент России В.Путин объявил о предоставлении Беларуси в новом году межгосударственного кредита на сумму до 2 млрд. USD, чтобы «оказать содействие нашим коллегам в связи с тем, что происходит на мировых рынках». Правда, когда конкретно придут деньги и сколько именно, не уточнялось. Как пояснил министр финансов РФ А.Силуанов, 450 млн. будет выдано под 4% годовых на 10 лет, а по остальным «будем смотреть наши возможности». Это будут средства не бюджета и не фонда национального благосостояния, а «любые варианты». Между тем сама Россия недополучила в текущем году более 18 млрд. USD нефтегазовых доходов, бюджет на следующий год был сверстан почти чудом, а темпы роста экономики по всем прогнозам будут более чем скромными. Тем не менее Россия, по-видимому, и впредь готова платить своим соседям за участие в евразийской интеграции, что позволит Беларуси еще некоторое время не заботиться о структурных реформах и улучшении инвестиционного климата, игнорируя советы МВФ и прочих международных организаций. Правда, над свободным перемещением товаров, капиталов и трудовых ресурсов в Едином экономическом пространстве еще придется поработать, но главы государств твердо обещают устранить все изъятия и ограничения в этих сферах. А если какие-нибудь уцелеют, то только чудом.

Конечно, 2 млрд. — это скромно по сравнению с обещанными Украине 15-ю, но это именно столько, сколько Беларусь планировала в 2014 г. занять на внешних и внутреннем рынках для погашения государственного долга или выручить от продажи госсобственности. Между тем обещания проведения приватизации, продажи российским компаниям отдельных предприятий в рамках пилотных интеграционных проектов и спонтанных предложений благополучно не реализованы в уходящем году и перешли в новый год. Это позволит разнообразным экспертам и политологам еще годик порассуждать о перспективах и неизбежности обещанных слияний и поглощений. Такие большие, а в чудеса еще верят…

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях