Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Мнения
03.12.2019 13 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №90 (2291) от 03.12.2019
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В МАРТе повлияют на конкуренцию и картельные сговоры

Иван Вежновец. Фото: belmarket.by

Первый заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец рассказал о текущей ситуации в антимонопольном регулировании и о том, в каких отраслях и сферах больше всего проблем.

Иван Валерьевич, прошло 3 года с начала работы ведомства в статусе министерства. Расскажите о правоприменительной прак­тике – какие здесь произошли изменения?

– За это время мы провели очень большую работу по приведению законодательной базы в соответствие с лучшими мировыми практиками, по улучшению среды для ведения бизнеса в стране.

В прошлом году у нас был принят Закон «О противодействии монополистической деятельности» в новой редакции. По нему уже наработана определенная правоприменительная практика – и она положительная.

Отдельного внимания заслуживает введенный инструмент «мягкого права». Это предупреждение и предостережение. Это не наказание, а устранение искажения на рынке и восстановление конкуренции.

С момента вступления в силу новой редакции Закона вынесено 61 предупреждение. Из них 41 – предупреждение органам госуправления и 20 – хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке.

Сейчас мы видим снижение количества дел по злоупотреблению доминирующим положением и по ограничивающим конкуренцию действиям госорганов, что является свидетельством эффективности применения «мягкого права».

Мы рассматриваем возможность распространить применение инструментов «мягкого права» на другие составы антимонопольных нарушений. Еще одним инструментом, существенным образом влияющим на эффективность антимонопольных расследований в стране, мог бы стать механизм снижения или освобождения от ответственности за сотрудничество с антимонопольным органом, которого мы пока, к сожалению, не имеем.

Следующее направление – демонополизация отраслей экономики. В этом году внесены изменения в Закон­ «О естественных монополиях».

Главное новшество – исключение из сферы естественных монополий услуг почтовой связи и фик­сированной телефонной связи. Развитие новых технологий привело к тому, что эти сферы, на наш взгляд, потеряли признаки естест­венных монополий.

Фиксированная телефонная связь уже давно конкурирует с мобильными операторами связи, поэтому теряется необходимость в контроле этих сфер как естественных монополий. При этом субъекты, которые работают сейчас на данном рынке, по нашим оценкам останутся в доминирующем положении, поэтому все ограничения, предусмотренные анти­монопольным законодательством, будут к ним применимы.

Кроме того, Закон направлен на обеспечение публичности в процессе регулирования. В первую очередь это процедура публичных слушаний при установлении и изменении тарифов. Мы хотим сделать деятельность антимонопольного органа и тех, кого мы регулируем, максимально прозрачными для того, чтобы снимать возможные вопросы до принятия соответствующего решения.

Активно идет и совершенствование законодательства в системе государственных закупок. Основная цель – повышение их конкурентной основы и в конечном итоге – экономия бюджетных средств. С июля 2019 г. у нас создана государственная аналитическая система управления государственными закупками. Там содержатся все сведения по закупкам, договорам, ценам, процедурам. Все это позволяет антимонопольному органу оперативнее работать с большими объемами данных, выявлять соответствующие взаимосвязи, пресекать нарушения законодательства, в т.ч. в рамках картельного сговора.

 

Торговые сети – бич поставщиков

Какие сегодня с позиции антимонопольного органа самые проблемные сферы? На что жалуется бизнес?

– МАРТ из года в год прирастает по количеству поданных обращений – как по сферам экономики, так и по субъектному составу. Это говорит о том, что антимонопольный орган состоялся и бизнес видит необходимость обращения к нам как защиту своих интересов и обеспечения равных правил игры на рынке. Так, если 2 года назад специально созданной комиссией МАРТ было рассмотрено 75 дел, то только с января по октябрь этого года – 114.

Судебная практика в основном подтверждает правильность принимаемых антимонопольным органом решений. По итоговому рассмотрению Верховным Судом в 90% случаев решения МАРТ остаются без изменений.

К наиболее проблемным сферам антимонопольного регулирования по нашей практике можно отнести сферу ЖКХ, транспорт и связь, здравоохранение, сельское хозяйство. Отдельно следует отметить сферу торговли.

Вопросы взаимодействия торговых сетей и поставщиков из числа предприятий крупного и малого бизнеса – постоянно на повестке МАРТ. По розничному сектору ситуация в сфере конкуренции значительно лучше, чем во всех остальных.

Но высокая конкуренция зачастую порождает и антиконкурентные практики. Например, в 2019 г. удалось успешно завершить антимонопольное расследование в сфере торговли, когда крупный ритейлер выставлял требования через поставщиков по контролю за ценами в других сетях конкурентов. И в случае если цены в магазинах конкурентов были ниже, то поставщиками прекращались отгрузки.

Мы приняли соответствующее решение и направили предписание торговой сети. Решение было оспорено в судах и оставлено в силе.

К сожалению, это единственное положительное решение в сфере торговли, хотя обращений поступает значительное количество. Поэтому для нас важно выработать подходы по дальнейшему регулированию торговых сетей, в т.ч. занимающих доминирующее торговое положение.

Мы подготовили соответствующий проект нормативного правового акта. Основная его идея – создание прозрачных и понятных взаимоотношений между сетями и производителями, в первую очередь в части механизма попадания на полки и ценовой политики. Сегодня по этому документу в качестве пилотного проекта мы отрабатываем методику оценки регулирующего воздействия на состояние конкуренции на рынке.

Что мешает антимонопольному органу контролировать доминанты и доказывать их влияние на рынок?

– Выявление и доказывание фактов понуждения сетей к поставщикам либо проведение антимонопольных расследований в части картельных сговоров вызывают оп­ре­деленные трудности у антимонопольных органов. Это следует признать.

На текущий момент, к сожалению, у белорусского антимонопольного органа отсутствует ряд полномочий, которые имеются у аналогичных ведомств в других странах. В первую очередь это доступ к возможности получения информации оперативно-розыскной деятельности.

Также мы не имеем возможности выходить на внеплановые проверки, когда при наличии признаков нарушения антимонопольный орган может получить прямой доступ ко всем носителям информации, в т.ч. компьютерам, средствам мобильной связи, электронной почте.

Мы вынуждены в настоящий момент работать только в рамках запросов, что существенно сокращает наши возможности в проведении расследований.

 

Оздоровить рынок лекарств

– Говоря о регулировании отраслевых рынков, нельзя не отметить регулирование рынка лекарственных средств. В 2018 г. в Беларуси был запущен пилотный проект по регист­рации предельных отпускных цен на лекарственные средства для лечения онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний.

Провели анализ: на начало ноября т.г. зарегистрированы и включены в Государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства цены по 34 международным непатентованным наименованиям (МНН) (91,89% от общего количества), в т.ч. по лекарственным средствам для лечения онкологических заболеваний – по 13 МНН (81,25%), для лечения сердечно-сосудистых заболеваний – по 21 МНН (100%).

Всего с начала действия Указа в МАРТ поступило 311 заявление о согласовании предельных отпускных цен на лекарственные средства по 300 торговым наименованиям (с учетом форм и дозировок). В рамках проведения экономического анализа приняты положительные решения – по 244 (82%) наименованиям лекарственных средств (с учетом форм и дозировок); отказано – по 67.

Если этот процент распространить на перечень основных лекарственных средств, то отсутствие хотя бы одного наименования может привести к существенным последствиям.

Поэтому одновременно с расширением данного института, которое в настоящее время прорабатывается, необходимо вырабатывать меры по обеспечению населения лекарственными средствами, заменить которые сложно или невозможно.

 

Усилить конкуренцию торгами

На открытии Международной конференции о развитии конкуренции, проводимой МАРТом, говорилось о том, что готовится к запуску одноименная программа. За счет каких механизмов предполагается ее реализация?

– Для проведения системной работы по развитию конкуренции необходимо оценить ее текущее состояние. В настоящее время в Республике Беларусь отсутствуют система оценки состояния конкурентной среды, показатели и критерии ее оценки.

Поэтому, если говорить об изучении общей степени открытости рынков и развития конкуренции в Республике Беларусь, в 2018–2019 гг. проведена масштабная работа МАРТ и МФК совместно с нашими отраслевыми министерствами и ведомствами по расчету впервые для нашей страны индикатора регулирования рынков товаров и услуг (PMR).

Расчет PMR для Республики Беларусь уже фактически подготовлен Организацией экономического со­трудничества и развития на основании своей собственной методологии.

Данные показатели станут основой для принятия обоснованных решений по развитию конкуренции на товарных рынках и ограничения монополистической деятельности с учетом необходимости обеспечения баланса свободы предпринимательства и функций государственного регулирования отраслей.

А решения по снятию барьеров на рынках с целью развития конкуренции могут быть самые различные. Например, биржевой механизм.

В текущем году мы использовали этот механизм для развития конкуренции на сырьевом рынке молока. Сложившаяся практика взаимодействия между сельхозпроизводителями и переработчиками с учетом большой закредитованности и авансирования на текущий момент не позволяет его назвать конкурентным. Конкуренции между поставщиками и переработчиками не происходит из-за исторически сложившихся взаимосвязей.

Поэтому с этого года мы инициировали биржевую торговлю сырым молоком. Механизм заработал, и торги были результативные. У нас присутствуют в торгах 13 производителей молока и 25 перерабатывающих заводов. Из 40 завершенных сделок 21 была реализована с ростом цен до 16%. А это дополнительные выручка и объем средств на дальнейшее развитие для производителей.

Анализ МАРТ показал, что на потребительском рынке только 30% товаров реализуется на рынках с достаточно развитой конкуренцией (в условиях достаточно развитой конкуренции). А это значит, что для производителей всех остальных товаров нет стимула работать с ценой, нет цели работать с издержками и сокращать свои затраты. Поэтому подобные механизмы мы намерены предусмотреть по различным секторам экономики, таким образом воздействуя на рынки.

 

Использование материала запрещено без письменного разрешения редакции neg.by. Обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений