$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

В КУЛУАРАХ НЕ ЧИТАЮТ ДИРЕКТИВ©

20.01.2012

Участники заседания Комитета по предпринимательству Конфедерации промышленников и предпринимателей, состоявшегося в минувший вторник, много говорили о продолжающейся кулуарной подготовке различных нормативных актов без их обсуждения с бизнес-сообществом. Почему-то чиновники продолжают игнорировать Директиву № 4, предполагающую гласное и открытое обсуждение проектов документов.

В очередной раз ведущие бизнес-союзы выразили недоумение по поводу неожиданного появления постановления Совмина от 30.12.2011 № 1785, повышающего с 1 апреля ставку базовой величины практически в три раза, и настоятельно порекомендовали правительству пересмотреть данное решение. Председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МССПиР) Владимир Карягин возмутился тем, что инициатор решения — Минфин — не посоветовался даже с Национальным советом по трудовым и национальным вопросам, как то происходило в прежние годы. Такой шаг, влекущий за собой рост расходов как юридических, так и физических лиц, на фоне высокой инфляции и падения покупательной способности в стране некорректен с точки зрения и экономики, и политики, полагает он.

Как компромиссный вариант бизнес-сообщество предлагает поэтапно повышать ставку БВ, одновременно пересмотрев ее привязку к различным платежам. «Мы понимаем, что есть фискальный интерес государства, надо наполнять бюджет, но в таком случае надо реформировать и КоАП, чтобы штрафы снижались, а не увеличивались соразмерно увеличению базовой величины, как это происходит сейчас», — отметил председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин.

Впрочем, нашлись и защитники решения правительства. Генеральный директор Белорусской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП» Сергей Жарников напомнил, что есть «вторая сторона» базовой величины — это разного рода выплаты работникам, привязанные к ней коллективными договорами и трудовыми соглашениями. Кроме того, сохранение БВ на неизменном уровне с 2007 г. подталкивало к соответствующему решению, поэтому появление постановления Совмина № 1785, по его мнению, — весьма условная неожиданность. При этом, признав отсутствие обратной связи между правительством и бизнесом в ходе разработки ряда нормативных актов, С.Жарников увидел в том и вину самих союзов: «Мы не всегда успеваем отреагировать на те предложения, которые поступают. Причина одна — ассоциации слабы». Поэтому, к примеру, БелАПП, в числе первых получая от госорганов проекты документов, отправляет их только в те бизнес-союзы, которые оперативно дают ответ. По словам С.Жарникова, БелАПП будет настаивать на расширении временных рамок, которые даются бизнес-сообществу на оценку и отзыв по нормативным проектам.

Действительно, что, к примеру, мешает чиновникам заблаговременно раздать бизнес-союзам проект изменений в Указ от 23.10.2009 № 518 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом», при том что поправки, по словам Н.Карягина, готовятся уже два года. Проект готов, но сознательно утаивается от общественности, утверждает глава МССПиР, называя все это подковерной борьбой за право обсуждать разрабатываемые законодательные акты. На словах чиновники обещают бизнес-союзам учесть их пожелание и «отвязать» в новом указе арендную плату от базовой величины. Но проконтролировать выполнение таких обещаний бизнес не может. И где гарантия, что механизм ценообразования в рамках арендных отношений не сохранит некоторые действующие перекосы — в то время как отечественные арендаторы жалуются на дороговизну арендной платы, арендодатели — на то, что не могут повысить стоимость аренды для нерезидентов. «Спасибо, что нас субсидируете», — передал слова иностранных бизнесменов директор одного из белорусских логистических центров.

А что мешает чиновникам за одним столом с белорусским бизнесом обсудить проект указа об обращении с отходами? Этот документ, а точнее различные его варианты, уже не первый год кочует из министерства в министерство, и до заинтересованных предпринимателей пока дошел полулегально. Официальные запросы общественных организаций с просьбой ознакомиться с текстом остались проигнорированными. Между тем предложенные там нормы не будут стимулировать развитие мелкого и среднего бизнеса в системе заготовки, заявил председатель Ассоциации заготовителей и переработчиков отходов Михаил Счастный. «А если сюда добавить рост ставки базовой величины — накроется вся заготовительная отрасль», — добавил он. Несовершенна классификация тары, разрешается выпуск товаров в неперерабатываемой упаковке, предполагается запретить экспорт некоторых видов вторичных ресурсов, к примеру, тетрапаков, которых в 2011 г. в Беларуси произведено порядка 1 млрд. шт., и которые в основной своей массе закапываются на полигонах твердых бытовых отходов. Не устраивает ведомственное распределение финансов на экологические задачи.

Между тем цена вопроса — 5 млрд. USD в год, подсчитал сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. Столько Беларусь сможет ежегодно зарабатывать в случае принятия прогрессивного законодательства в сфере обращения с отходами либо терять — с появлением кулуарно разработанного указа. Между тем, по словам В.Маргелова, бизнес-союзы потратили больше года на разработку своего варианта проекта указа, который вобрал наиболее прогрессивный мировой опыт. Чтобы попробовать в очередной раз достучаться до министерств, на заседании Комитета по предпринимательству принято решение сформировать специальную рабочую группу, которая попытается донести до правительства мнение бизнес-сообщества.

Правда, гарантий, что их услышат, нет, как нет почему-то и должного исполнения п. 9.4 Директивы № 4, обязывающего органы госуправления проводить общественное обсуждение проектов актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. размещая указанные проекты на своих официальных сайтах. Может быть, ответственное выполнение данного пункта директивы позволило бы ускорить реализацию и остальных ее норм, которые, несмотря на наличие правительственного плана их реализации, по истечении указанного там срока исполнения так и остаются на бумаге. Ведь, в отличие от чиновников, предпринимателям нужен не процесс, а результат — усовершенствованное законодательство. С участием бизнес-сообщества работа явно пойдет быстрее.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО