Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №75(2572) от 04.10.2022 Смотреть архивы

USD:
2.4838
EUR:
2.4275
RUB:
4.2213
Золото:
136.73
Серебро:
1.63
Платина:
73.79
Палладий:
184.79
Назад
Консультации
07.05.2002 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В I квартале правила ВЭД не менялись

Ни в I кв. года, ни в начале II кв. ничего экстраординарного в таможенном законодательстве Беларуси не произошло...

Ни в I кв. года, ни в начале II  кв. ничего экстраординарного в таможенном законодательстве Беларуси не произошло. Участники ВЭД продолжали осваивать новые правила <игры>, появившиеся в конце прошлого года, а в нынешнем законодатель занимался тем, что отменил некоторые нормативные акты, а некоторые издал в сведенном варианте и уточнил. Они не изменили сколько-нибудь значительно правовую среду функционирования субъектов хозяйствования.
 
Так, своим первым в этом году постановлением ГТК РБ утвердил 16 января Порядок полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза (вывоза). Такое освобождение применялось и раньше, поэтому формулировка нормы не изменена. Заслуга же принятого документа в том, что он собрал в себя многие законодательные нормы, регулирующие применение таких льгот, в связи с чем утратили силу приказы ГТК от 10.09.97г. N 287-ОД, от 6.10.97г. N 311-ОД, от 30.03.98г. N 112-ОД.

Некоторые новые документы по вопросам таможенного регулирования носили более широкий макроэкономический характер, вводя нормы, которые в сочетании с другими призваны повлиять на экономическую ситуацию в стране в целом. Так, Указ Президента от 2002-02-15г. N 103 <О некоторых вопросах налогообложения юридических лиц, осуществляющих ввоз и реализацию драгоценных металлов на территории Республики Беларусь> установил, что банки для осуществления банковских операций и другие юридические лица в целях реализации банкам банковских и мерных слитков из драгоценных металлов освобождаются при их ввозе от уплаты таможенных пошли и НДС. Также освобождаются от уплаты внутреннего НДС обороты по реализации на территории Беларусь таких слитков. Очевидно, что эти меры направлены на активизацию рынка драгоценных металлов в республике, чтобы впоследствии использовать его в качестве механизма воздействия на макроэкономические показатели. Нацбанк и в прошлом году проводил акцию по реализации золотых слитков населению, надеясь связать излишнюю денежную массу, но немногого добился, так как рынок драгоценных металлов непромышленного характера в Беларуси более чем пассивен. Но может быть, освобождение оборотов драгметаллов от уплаты таможенных пошлин и НДС все же подтолкнет его к развитию.

Особо следует отметить то, что в декабре прошлого года Указом Президента N 742 были внесены дополнения и изменения в Указ N 7 от 4.01.2000г. с целью стимулировать экспорт продукции  отечественного производства, которая (в том числе по причине излишнего зарегулирования внешнеторговой деятельности и контроля) все еще не отвоевала свое место на иностранных рынках. К числу основных изменений можно отнести также наделение Минторга правами в области контроля за проведением внешнеторговых операций. Теперь данное ведомство, сменившее на этом посту МИД, будет заниматься регулированием экспорта и импорта товаров, работ и услуг, взаимодействуя, когда это необходимо либо с Комитетом госконтроля либо с Нацбанком. Эти обязанности возложены на департамент внешней торговли Министерства торговли.

Изменились и нормативы сроков по некоторым операциям, в частности по экспортным операциям по договорам комиссии товаров (работ, услуг), произведенных резидентами Республики Беларусь. Срок поступления денежных средств от экспорта таких товаров (работ, услуг) увеличен с 90 дней до 180.

Следует также отметить и уточнение определения периодической статистической декларации: прежняя формулировка понятия дополнена условием неоднократности осуществления отгрузок или поставок товара за отчетный месяц.

Естественно, ГТК РБ тоже вносил дополнения в свои <валютные> постановления, принятые во исполнение <вышестоящих> актов законодательства (от 7.07.2001г. N 32 и от 2001-07-10г. N 33), о чем <НЭГ> в свое время подробно писала, и в ряде случаев облегчил существование субъектам хозяйствования. Но в чем-то ГТК РБ его же и усложнил. А именно тем, что внес в инструкцию о порядке заполнения и регистрации статдекларации норму, устанавливающую, что исчисление сроков представления такой декларации (5 дней) необходимо начинать с даты отгрузки (оприходования) товаров.

Уточнение явно вводилось для того, чтобы исключить на практике разное толкование этой нормы таможенниками и субъектами хозяйствования. Но вышло хуже. Сотрудники таможни включают в вышеназванный срок и дни отгрузки и оприходования товаров, а субъекты ВЭД утверждают, что таким образом у них фактически <отобрали> один день из пяти и незаконно урезали срок подачи статдеклараций, поскольку ст.192 ГК устанавливает, что течение срока, определенного так называемым периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Данный пример свидетельствует о том, что частота вносимых изменений в действующее законодательство отнюдь не гарантирует устранение противоречий в нем.

И последнее. К середине апреля законодатель активизировал свою деятельность по совершенствованию внешнеэкономического и таможенного законодательства. Но об этом - в следующем обозрении.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений