Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5828
EUR:
2.9496
RUB:
3.3879
Золото:
151.14
Серебро:
1.91
Платина:
80.63
Палладий:
156.94
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В Евросоюз через Евросоюз. Новые транзитные маршруты?

Заявляя о многовекторности внешней политики, на деле наша страна отдает явное предпочтение ее восточному вектору, в первую очередь, России, что становится все опаснее. В экономике, как и в политике, первичны интересы, а не платонические чувства...
Заявляя о многовекторности внешней политики, на деле наша страна отдает явное предпочтение ее восточному вектору, в первую очередь, России, что становится все опаснее. В экономике, как и в политике, первичны интересы, а не платонические чувства. Особые отношения с Беларусью не помешают РФ "строить мосты" в расширяющийся Европейский союз в обход нашей страны, если ей это будет экономически выгодно. Последний же, имея основания настороженно относиться к нашему государству, начал предпринимать определенные шаги, которые могут привести к тому, что транзит российского газа будет осуществляться в страны ЕС без участия Беларуси. Только налаживание отношений с влиятельными европейскими странами может оградить нас от опасности остаться на обочине европейских дорог.

Вступление большинства наших соседей с запада в Евросоюз (ЕС) может иметь в перспективе определенные последствия и для нас. Вот один пример.

Странам Евросоюза становится выгоднее получать российский газ через страны Евросоюза же. Раньше такой вариант был в принципе невозможен, поскольку ЕС не имел непосредственных границ с Россией.

Во-первых - это надежнее. Со своими всегда проще договориться и можно не ждать неожиданностей и политических игр с газом.

Во-вторых - присутствует прямая экономическая выгода. Зарабатывают свои, а не чужие.

Первой среагировала на новую ситуацию Польша, один из новых членов ЕС. Как сообщает Интерфакс, Польша намерена предложить странам Евросоюза и потенциальным поставщикам газа построить газопровод на юге Польши: Друздовичи (Drozdowicze) - Згуржелец (Zgorzelec) для увеличения поставок газа в ЕС. Об этом сообщил журналистам на Втором российском нефтегазовом конгрессе первый секретарь департамента Европы министерства иностранных дел Польши Александр Василевски. "В конце года мы будем предлагать этот вариант в рамках Еврокомиссии. Пока это обсуждается на уровне экспертов", - заявил представитель МИД Польши. По словам А. Василевски, Польша будет предлагать данный проект в том числе и Газпрому.

Правда, Польша не граничит напрямую с Россией. Значит, подключение нового газопровода возможно через Беларусь или Украину. Поскольку газопровод планируется на юге Польши, то это будет Украина. Украина не скрывала и не скрывает, что тоже стремится в Евросоюз. Значит, принцип в ЕС через ЕС не нарушается.

Зато в Прибалтике Россия граничит с ЕС напрямую. Здесь заявлений политиков пока не последовало, но на ситуацию в газовом хозяйстве этих стран тоже стоит обратить внимание.

В национальной энергетической стратегии Литвы прописана необходимость объединить литовские и польские системы газопроводов, и, по словам представителей Литовской газовой ассоциации, в этом направлении уже ведутся конкретные работы.

И власти Литвы, и зарабатывающая на транспортных тарифах Lietuvos Dujos объективно заинтересованы в расширении транзита по территории страны. Поэтому совместные с Газпромом технические решения в этой области являются для Литвы своего рода частью государственной стратегии национальной энергетики, а для России - гарантией обеспечения газом западных областей страны. При этом не менее важен вопрос безопасности поставок. Когда в связи с известными февральскими событиями Газпром прекратил поставки в Беларусь, это вызвало перебои в поставках в Литву и Калининградскую область. Именно тогда остро встал вопрос надежности поставок и обеспечения резерва газа в связи с техническими или экономическими ограничениями поставок.

В Литве вспомнили о планах проектировки и строительства подземных хранилищ газа. Уже несколько лет ведутся изыскательные работы недалеко от латвийской границы - Вашкайское подземное газохранилище ориентировочной мощностью 1 млрд.м3 и стоимостью 250 млн. EUR. К концу года, после окончательного заключения о геологической закрытости структуры, у Lietuvos Dujos будет ТЭО проекта.

Юридических препятствий для осуществления таких планов нет. В увеличении доходов заинтересованы и правительства новых прибалтийских членов ЕС, да и газотранспортные мощности этих стран уже заблаговременно поделены между российским Газпромом и крупными европейскими энергоконцернами. Например, состав акционеров Latvijas gaze включает ОАО "Газпром" (25%), E.ON - Ruhrgas (46,72%) и ООО Itera Latvija (25%). В акционерном капитале Lietuvos dujos Газпрому принадлежит 34%, а Ruhrgas - 35,7%. Состав акционеров Eesti Gaas включает ОАО "Газпром" (37%), Ruhrgas 33,4%), Fortum Oil 7 Gas (Финляндия) (17,7%) и т. д.

Кто может проиграть от осуществления таких планов? Ведь если кто-то станет зарабатывать больше, значит, кому-то останется меньше. Претендентов два - Украина и Беларусь. Скорее всего, это будет не Украина. Как видим, новый польский газопровод, в случае его строительства, можно будет "запитать" только через Украину. Более того, в ходе реализации проекта газотранспортного консорциума на территории Украины планируется создать с использованием существующих и вновь построенных мощностей новый транзитный коридор, который обеспечит дополнительные поставки 20 млрд. куб. м. газа на европейский рынок к 2010г. В качестве участника консорциума Газпром обеспечит увеличение объемов подаваемого в газотранспортную систему Украины газа на 20 млрд.куб.м; "Нафтогаз Украины" - комплекс услуг по транзиту и хранению природного газа; а немецкая сторона - рынки сбыта, что обеспечит экономическую жизнеспособность проекта и перспективу дальнейшего увеличения транзита газа через территорию Украины. Значит, - второе. Наша страна не входит ни в ЕС ни в ВТО, да и практически ни в какие экономические организации с общемировым или хотя бы общеевропейским влиянием. Жизненно важный транзит через такую страну кажется опасным, поскольку ограничены механизмы влияния на ситуацию. Поэтому лучше обойти. Заодно и дать заработать соседям по "общеевропейскому дому".

Правда, до окончания строительства Северо-Европейского газопровода (СЕГ) через Балтийское море и газопровода Новопсков-Ужгород через территорию Украины вряд ли начнутся практические работы по реализации прибалтийского или южнопольского маршрута. А вот после такой вопрос может встать. Газпрому и его потребителям в странах ЕС придется выбирать, что строить дальше: вторую нитку СЕГ, вторую нитку газопровода "Ямал-Европа" через Беларусь, еще один газопровод через Украину или начать осуществление новых транзитных маршрутов через Прибалтику и по югу Польши. И последние варианты не являются самыми невероятными.

В принципе, подобные тенденции возможны и по другим видам транзита.