$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

В эпицентре ценовзлета

21.08.2009

В Беларуси за январь-июль 2009 г. потребительские цены выросли на 7,7%, цены производителей промышленной продукции — на 7,3%, сообщает Белстат. В сравнении с аналогичным периодом 2008 г. их рост составил 114,4% и 117,8% соответственно. В июле 2009 г. ИПЦ возрос на 0,4% в сравнении с июнем, ИЦППП — на 0,1%.

Продовольственные товары с начала года выросли в цене на 6,2%, в.т. ч. продукты питания — на 5,2%. Лидировали по росту цен картофель (рост в 2 раза), чай (+27,1%), фрукты (+14,6%), рыба и морепродукты (+ 11,6%), алкогольные напитки (+9,7%).

В Минске рост цен на продовольствие в январе-июне составил 18,5% по отношению к аналогичному периоду 2008 г., подсчитало главное статуправление столицы. При этом стоимость муки пшеничной за год выросла на 32,6%, молока и молочных продуктов — на 24,5%, рыбы — на 23,7%, колбас — на 23,3%, круп — на 22,7%, макарон — на 22%, мяса и птицы — на 20,6%. Картофель подорожал на 25,5%, помидоры свежие — на 16,5%, огурцы — на 11,7%. Цены на другие овощи снизились на 2,1%, в т.ч. на капусту белокочанную свежую — на 41,3%, морковь — на 29,2%, свеклу — на 22,7%, перец сладкий — на 12,2%, лук репчатый — на 8,3%. Динамике повышения следуют цены на фрукты (+15,8%). Цены в столичных предприятиях общественного питания выросли в I полугодии на 10,8%.

Непродовольственные товары в стране, по оценке Белстата, за январь-июль подорожали на 7,8%. В т.ч. медикаменты — на 21,1%, парфюмерно-косметические товары — на 17,6%, посуда на 7,3%, бытовые электроприборы — на 6,2%, одежда и обувь — на 4,1%, мебель — на 2,9%.

В Минске непродовольственная группа в I полугодии 2009 г. прибавила в цене 12,5% в сравнении с аналогичным периодом 2008 г., в т.ч. медикаменты (+ 27,7%), товары бытовой химии (+25,5%), чулочно-носочные изделия (+21,2%), стройматериалы (+17,5%), велосипеды и мотоциклы (+15,2%), ковры (+12,2%), обои (+9,9%).

Цены на платные услуги в стране за 7 месяцев 2009 г. возросли на 11,2%. В т.ч. оплата услуг ЖКХ увеличилась для граждан на 17,7%, пассажирского транспорта — на 10,1%, санаторно-оздоровительные — на 17,1%, туристические и экскурсионные — на 24,7%. Неудивительно, что Международное агентство маркетинговых и социальных исследований (МАСМИ), проведя анкетирование 2,5 тыс. граждан, проживающих в Минске и областных центрах, установило, что с начала 2009 г. 42,6% опрошенных стали экономить на развлечениях, 35,1% — на отдыхе и отпуске. В вынужденной экономии на приобретение одежды и обуви признались 41,8% респондентов, продуктов питания — 29,1%, крупной бытовой техники — 28,6%. Затраты на покупку мелкой бытовой техники снизили 18,6% участников исследования; практически столько же граждан решили сэкономить на приобретении автомобиля. Расходы на транспорт урезали 15,8% опрошенных, на связь — 15,7%, на коммунальные услуги — 10%.

Что касается промышленной продукции, то цены на инвестиционные товары за 7 месяцев увеличились лишь на 2,2%, на промежуточные — на 9,8%, на потребительские — на 5,8%. Больше всего цены выросли в электроэнергетике — на 22,4%, медицинской (+ 16%), микробиологической (+15,3%) промышленности и черной металлургии (+14,1%). А в нефтехимической промышленности цены снизились на 1,8%.

Тем временем в России за январь-июль 2009 г. потребительские цены возросли на 8,1%, в т.ч. в июле — на 0,6%, Казахстане — на 4,1 и 0,3%, в Украине — на 8,5%, в т.ч. в июле они снизились на 0,1%. Цены производителей промышленных товаров в России за 7 месяцев выросли на 11,9%, в т.ч. в июле — на 1,8%.

А вот в Западной Европе аналитики стран констатируют возврат цен на уровни 10-25-летней давности. Проседание спроса довело инфляцию в развитых государствах до необычайно низкого уровня (вплоть до отрицательного).

Индекс потребительских цен (CPI) в США в июле 2009 г. снизился на 2,1% относительно июня, в еврозоне — на 0,7%, в т.ч. в Германии — на 0,5%. В июне потребительские цены в еврозоне упали на 0,1% в месячном выражении.

В 27 странах ЕС годовая инфляция в июле 2009 г. составила 0,2%, в то время как в июне — 0,6%. В месячном исчислении потребительские цены упали на 0,5% — рекордное падение с 1996 г. Основной причиной стало снижение стоимости энергоресурсов: в частности, нефти, что повлекло, в отличие от Беларуси, снижение цен на бензин и другие нефтепродукты. Базовая инфляция, без учета изменения цен на энергоносители и продукты питания, в еврозоне оценивается на уровне минус 1,4%, тогда как в 2008 г. в 27 странах ЕС инфляция составляла 4,4%.

Эксперты МВФ считают, что по итогам 2009 г. дефляции почти всем государствам удастся избежать. Тем не менее экономики еврозоны, США, Японии, Китая терпят ее уже в течение года. Заметно, что дефляция распространилась только на секторы непродовольственных товаров, услуг. Рост цен на продукты питания вместе с возобновившимся подорожанием энергоресурсов пока удерживает темпы роста потребительских цен выше нуля или хотя бы ненамного ниже. Оказывается, это не слишком хорошо: дефляция увеличивает реальную стоимость денег, а следом — внешних долгов государств, предприятий и граждан. При дефляции центробанкам сложно влиять монетарной политикой на экономику страны и выводить ее из рецессии. Ведь она может попасть в ловушку ликвидности, когда при низких процентных ставках инвесторы будут удерживать денежные средства, отказываясь от капиталовложений, и экономика перестанет реагировать на рост предложения денег.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА