Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5945
EUR:
2.9414
RUB:
3.3791
Золото:
151.61
Серебро:
1.98
Платина:
82.66
Палладий:
157.9
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В экономисты б я пошел...

Потихоньку утихают страсти по поводу вступительных экзаменов в вузы страны...
Потихоньку утихают страсти по поводу вступительных экзаменов в вузы страны. Начинаются у тех, кто, получив диплом о высшем образовании, ищет работу. Среди них немало экономистов. О проблемах их трудоустройства и подготовки корреспондент "НЭГ" беседует с деканом экономического факультета Белорусского государственного университета Михаилом КОВАЛЕВЫМ.

- Михаил Михайлович, как востребованы сегодня экономические специальности в нашей стране?

- Экономисты очень нужны. Но не любого профиля. Скажем, бухгалтеров, налоговиков у нас уже переизбыток. Особенности нашей экономики таковы, что многие предприятия пока еще не способны продавать свою продукцию за рубеж, отсутствуют эффективные товаропроводящие сети, практически нет таких важных институтов рынка, как товарные биржи, консалтинговые фирмы и пр. Уже это подсказывает, какие специальности нужны сегодня.

Молодой человек с дипломом должен иметь широкий экономический кругозор, что поможет ему "адаптироваться" в реальной действительности. Такова политика нашего факультета.

Четыре года в любом европейском университете студентам читают одни дисциплины, они получают одинаковый диплом, после этого идут и набираются профессионального опыта, а потом уже выбирают себе узкое направление, по которому приходят в магистратуру, чтобы довести свою квалификацию до высокого уровня. Причем магистратура за рубежом имеет не столько научное направление, сколько практическое. Работа в реальном секторе экономики - это и наша ориентация.

В этом году состоялся первый выпуск дневных магистрантов, и все они оказались востребованными.

- Чем отличалась нынешняя вступительная кампания от предыдущих?

- Конкурс на факультет составил 4человека на место и для сельских и для городских абитуриентов. На каждую специальность было выделено 15 бюджетных мест и 20 платных в одной группе. На платные места остался небольшой резерв - около 20 мест. Думаю, они будут заполнены чуть погодя. Пять человек были зачислены на факультет вне конкурса. Это победители олимпиады, которую ежегодно проводит наш факультет.

В прошлом году медалисты сдавали только один экзамен, поэтому конкурс был невероятно большим. Нам даже увеличили количество бюджетных мест, потому что медалистов с оценкой "отлично" за экзамен по математике или тестированию было больше, чем мест на первом курсе. Но набором мы исключительно довольны: это показал первый год обучения, поэтому я сторонник перехода на систему сдачи экзаменов по тестам.

В этом году мы принимали уже по трем экзаменам, и большинство абитуриентов принесли сразу три сертификата. Во всех странах, где при поступлении учитывают результаты централизованного тестирования, молодой человек сам выбирает, какую из оценок ему предоставлять в вуз. А наши абитуриенты вместо того, чтобы подумать о самом экзаменационном предмете, решали психологическую проблему: то ли отдать три сертификата, то ли решаться на экзамен и попробовать получить более высокую оценку уже в вузе.

Убежден, глубину и качество знаний по любому предмету можно проверить с помощью тестов. Но пока у нас нет достаточного опыта отбора выпускников школ по такому принципу.  К составлению тестов следует привлекать не только опытных педагогов, но и ученых, психологов. Понятно, что у тестового метода зачисления в вузы есть немало противников (кое-где всплывет качество работы школьных учителей, будет подмочен авторитет городских отделов образования и т.д.). Но нельзя не согласиться с тем, что это прозрачная и справедливая система. И если уж мы заговорили о потребности реального сектора в высококлассных экономистах, следует подумать о том, чтобы на конкурентной, рыночной основе набирать студентов в вузы. Не случайно в странах с сильной экономикой наборы в университеты уже много лет ведутся по такому принципу.

- Какие изменения в подготовке экономистов ожидаются на факультете?

- Пока корректив в наборе на четырехлетний срок обучения на степень бакалавра не предвидится. Останутся те же специальности: экономист-аналитик, экономист-теоретик, финансы и кредит, международный менеджмент. А вот в магистратуре не исключено, что будем открывать кроме уже существующих новые направления - международный менеджмент, финансы и кредит и другие. Хотя в первую очередь имело бы смыл открыть отделение экономической теории, чтобы готовить преподавателей высокого класса для экономических вузов страны. К сожалению, перестройка экономического образования в стране еле заметна. Одна из причин медленного восполнения преподавательского состава - низкие заработные платы. Лучшие выпускники от нас уходят.