$

2.0546 руб.

2.2794 руб.

Р (100)

3.1313 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Проблемы и решения

В двух шагах от холдинга

08.01.2002
В дни рождественских и новогодних праздников самой важной из отраслей становится кондитерская. Народ обеспечивает себе, чадам и домочадцам сладкую жизнь. Пусть даже на одну, но сказочную ночь. Не была исключением и встреча 2002 года.

Чтобы мы приготовились к праздникам, фабрики работали на пределе; к примеру, "Коммунарка" в канун Нового года прихватывала субботы и воскресенья. В помощь -- для фасовки новогодних баульчиков -- приглашали "своих" пенсионеров. Предприятие собрало 1млн. подарков -- весом от 500 г до 1,5 кг -- на любой вкус и кошелек. У "Спартака" еще больший ассортимент. По просьбе торговли содержимое баульчиков на 80% составляли конфеты. В результате если ежедневно через торговую сеть реализуется 260 т кондитерских изделий, то перед Новым годом -- 300 т. Квота на 2001 год подотраслью обеспечена более чем на 100%. Об этом за "круглым столом" общественного пресс-центра Дома прессы рассказал журналистам представитель концерна "Белгоспищепром" Виктор Клыпа.

Объемы кондитерской подотрасли в товарном производстве концерна "Белпищепром" составляют 13% -- второе место после сахарной отрасли. По численности работающих -- на первом месте: из 38 тыс. работников предприятий концерна -- 7,8 тыс. заняты в кондитерском производстве. Доля госсобственности на большинстве предприятий самая разная: "Коммунарка" -- 2,6%, СП ОАО "Спартак" -- 3,1%, ОАО "Кондитерская фабрика Слодыч" -- 90%, ОАО "Красный пищевик" -- 18%, ОАО "Красный Мозырянин" -- 50,2%. В состав подотрасли входят еще ряд фабрик и цехов коммунальной формы собственности, находящихся в Молодечно, Ивенце, Климовичах, Волковыске, Пинске, Витебске, Полоцке, Славгороде.

Вместе с тем объем производства в кондитерской промышленности за 11 месяцев уменьшился: выпуск изделий составил 96% от уровня 2000 года. Одна из главных причин -- отсутствие оборотных средств: предприятия торговли не торопятся отдавать деньги за взятый по квоте товар. К примеру, на 1 декабря дебиторская задолженность торговли составляла 8 млрд.руб. Вторая проблема -- остатки на складах готовой продукции, которые составляют около 2 тыс.т.

Чтобы справиться с этой и другими проблемами и увеличить экспорт, предприятия совершенствуют свою товаропроводящую сеть. "Коммунарка", к примеру, экспортирует 40% производимой продукции, 98% из них -- в Россию. Активно работает с ближним зарубежьем и СП ОАО "Спартак". Главный зарубежный рынок "Спартака" -- также Россия. 55% экспорта составляет карамель. Из Гомеля в страны Балтии налажен экспорт золотой серии подарочных коробок. И "Спартак", и "Коммунарка" пытаются выйти на рынок США: отправлено несколько контейнеров шоколадных конфет.

Российский, украинский, молдавский рынки освоила и "Белорусская кофейная компания", выпускающая в СЭЗ "Брест" шоколад "Идеал". Только в этом году на Х международной выставке "WОRLD FООD МОSКОW 2001". Весь мир продуктов питания", московской выставке "Продэкспо-2001", нижегородской "Агрофорум-2001" продукция "Белорусской кофейной компании" удостоена золотых медалей. Пока экспорт предприятия составляет немногим более 40%, учитывая льготы СЭЗ, есть над чем, как говорится, поработать.

"Главная проблема наших фабрик на российском рынке -- недостаточная конкурентоспособность по цене, -- считает начальник главного производственно-технического управления Белгоспищепрома Виктор Клыпа. -- Слишком много тратятся кондитерщики на закупки сырья. Взять, к примеру, основную составляющую -- сахар. Мы его закупаем по 300 USD за т, россияне и украинцы -- по 200--215 USD. Мука и патока также обходятся нашим фабрикам дороже, чем кондитерам соседних стран".

Как сообщила представитель Минторга Татьяна Борщевская, 10% от общего объема реализованной в торговой сети Беларуси продукции занимают кондитерские изделия импортного производства. К присутствию российских производителей на белорусском рынке в концерне "Белгоспищепром" относятся с пониманием -- мол, здоровая конкуренция. Производителей сладкой продукции больше волнует их собственный успех за рубежом, в частности в России. За круглым столом директора "Коммунарки" и "Спартака" Нина Атаманова и Людмила Сусида в один голос назвали главными конкурентами на рынке России украинцев, продающих свою карамель и другую продукцию по демпинговым ценам. Против конкурентов решили бороться, используя их же опыт партнерства смежных предприятий. Рассказывая о намерениях отечественного кондитерского сообщества, генеральный директор СП ОАО "Спартак" Людмила Сусида обратила внимание на главное достижение конкурентов:

-- На Украине активно действуют 2 холдинга, в которые входят сахарные, крахмало-паточные заводы, предприятия по производству фруктовых заготовок, жиркомбинаты. Объединение дает украинцам возможность регулировать цены, исследовать рынки, снижать затраты. Мы будем использовать этот опыт конкурентов.

И дело это уже почти решенное. На недавнем совещании кондитеров, которое проходило на "Коммунарке", руководители фабрик за чаем с конфетами выработали концепцию стратегии объединения. И не столько между собой, сколько с сырьепроизводящими субъектами хозяйствования. В частности, с молочными заводами (Рогачевским молочно-консервным комбинатом), жироперерабатывающими (Гомельским жировым комбинатом), сахарными заводами (Городецким либо Слуцким) и, естественно, с банками -- кандидатуры рассматриваются. Данное объединение, надеются кондитерщики, удешевит продукцию, даст возможность более мощными силами изучать и держать ниши отечественного и зарубежного рынков.

Кроме объединительных устремлений кондитеры делают упор на техперевооружение производств. Эта проблема особенно актуальна для "Коммунарки" -- на предприятии много устаревшего оборудования. Пока фабрика, не сильно рассчитывая на внешние инвестиции, самостоятельно приобретает новые технологические линии. Активно модернизирует производство и СП ОАО "Спартак". Но средств на эти цели мало, и зарабатываются они буквально в поте лица. Обычный режим работы -- в три смены. Загрузка оборудования в целом по отрасли составляет более 80%. Здесь понимают: сбавишь темпы -- проиграешь. Так что жизнь белорусских кондитеров не такая сладкая, какой кажется на первый взгляд.

Автор публикации: Тамара МАРКИНА


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы