Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В БОРЬБЕ ЗА СЛАДКОЕЖЕК

В ход идет все: и новые технологии, и прямые поставки, и ... квоты
В ход идет все: и новые технологии, и прямые поставки, и ... квоты

В условиях конкуренции родные "стены" уже не помогают. Более дешевая российская кондитерская продукция давит, не дает спокойно жить белорусским производителям печенья, конфет и шоколада. Особенно тяжело производителям печенья. Если ввоз в страну этого вида изделий никак не регламентируется, то ввоз муки и маргарина, из которых производится печенье, лицензируется, что удорожает белорусский продукт.   На что рассчитывают белорусские кондитеры?
 
На то, что в результате инициированного ими антидемпингового расследования МИДом импорта шоколада, конфет и печенья будут введены какие-то ограничения? На этот вопрос мы попросили ответить главного специалиста "Белгоспищепрома" Галину ПАНАСКИНУ.

- Несмотря на то что антидемпинговое расследование импорта печенья, конфет и шоколада продолжается, скорее всего, никаких ограничительных мер не будет введено. К примеру, с Россией, чьи предприятия являются главными конкурентами, у нас единое экономическое пространство. Это во-первых. Во-вторых, если мы введем ограничительные меры, то россияне могут ввести барьеры и для нас. Так что конкурируем на прежних условиях.

Лавинообразному потоку импортных кондитерских изделий белорусы стараются противопоставить собственную, не уступающую им по качеству продукцию. За 2004 г. было разработано и утверждено более 200 новых видов изделий. Идет обновление производства. На фабрике "Красный пищевик", например, приступили к выпуску жевательного мармелада. На "Коммунарке" не так давно начали выпускать шоколад и шоколадные изделия с мягкой начинкой "Сладкий танец". Производительность линии - 500 кг в час, что позволило предприятию увеличить выпуск продукции на 1,2 тыс. т в год.

Фабрика "Слодыч" также обновляет технологический парк. Закуплено упаковочное оборудование, идет наладка автоматов по упаковке печенья во "флоу-пак", которые расфасовывают продукцию весом от 10 до 200 г с учетом пожеланий Белорусской железной дороги и Белавиа. "Слодыч" также приступает к глазировке продукции, а еще, как  и "Коммунарка", собирается выпекать торты. Пока их производит только "Спартак".

В новых изделиях используются b-каротин, фруктовые припасы, подварки из клубники, черники, клюквы, сливы и др.

Чтобы сделать картину нашего рынка более прозрачной, было предпринято ряд мер по идентификации поступающей на наш рынок иностранной продукции. Дело в том, что согласно технической документации Российской Федерации производители глазури, изготовленной на заменителе какао-масла, называют ее шоколадной. По технической документации она проходит как кондитерская. В результате на рынке присутствует российский "шоколад" по более низкой цене, чем белорусский шоколад.

Для идентификации поступающих иностранных кондитерских изделий Госстандарт сертифицировал импорт, где используется шоколадная глазурь, а также импортные карамель и ирис. Что касается нашей продукции, то она давно соответствует всем требованиям сертификатов РБ.

С 2005 г. в целях поддержки белорусского производителя для торговли были введены квоты на печенье, шоколад и на мучные изделия.

- Ну и как, квоты выбираются?

- Это смотря по каким позициям. Например, по печенью за январь выбрали на 117%. Правда, в основном за счет "Спартака", производящего вафли, пряники, печенье и торты. А вот по шоколаду, к сожалению, квота не выбрана - подводят предприятия "Белкоопсоюза".

Лучше других с реализацией продукции получается у предприятий, которые работают с торговлей по прямым договорам.

Это не новая практика. Так давно работает компания "Ивкон", созданная на базе кондитерских фабрик "Ивкон" и "Конфа". Собственным транспортом они развозят продукцию по всей Беларуси. Это наряду с постоянным обновлением ассортимента приносит хороший  результат - на предприятиях никогда не бывает больше 25-30 т запасов произведенной продукции.

Используя опыт "Ивкон", кондитерская фабрика "Слодыч" также наладила отношения с торговлей по прямым договорам.

- Вводя квоты, государство одной рукой помогает  производителю, другой расписывает ему неподъемные объемы выпуска продукции...

- Если говорить о прогнозных показателях, доведенных концерном "Белгоспищепром", то все они согласованы с Министерством экономики.

- Ну а как сработала отрасль в целом в 2004 году?

- Неплохо. Произведено 95,4 тыс.т кондитерских изделий, что составляет 104,1% к прошлому году, в том числе по предприятиям республиканского подчинения:

Напомню, что сегодня в Беларуси работают 16 предприятий кондитерской отрасли (из них 7 республиканского подчинения). Годовая мощность организаций кондитерской отрасли составляет 122,5 тыс. т. кондитерских изделий при потребности республики в 85 тыс. т.

Коэффициент использования мощностей предприятиями кондитерской отрасли составил 78,0%, в том числе ОАО "Коммунарка" - 90,2%; СП ОАО "Спартак" - 79,8%; ОАО "Красный пищевик" - 80,3%; ОАО "Красный Мозырянин" - 52,0%; ОАО "Кондитерская фабрика "Слодыч" - 74,2%; СП ОАО "Ивкон" - 78,3%; ОАО "Конфа" - 51,0%. Так что, как говорится, есть куда расти.

- Российские и украинские производители идут на наш рынок в виде крупных компаний и холдингов, искушая потребителя новыми недорогими изделиями. Что могут противопоставить организационной и технологической мощи российских брэндов белорусы? Может, наконец, объединятся в холдинг, разговоры о чем идут столько лет?

- Намерения создать холдинг, в который входили бы кондитерские предприятия, банки, жировые комбинаты, остались на уровне разговоров. Сейчас каждое предприятие старается идти своим путем, перенимая лучшее у соседей, закупая новые технологии, обновляя старые. Задачи по повышению технического потенциала четко обозначены  в программе по наращиванию производства кондитерских изделий и повышению их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках в 2005-2009 годах.

Реализация мероприятий, направленных на наращивание производства кондитерских изделий и повышение их конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках, будет осуществляться за счет собственных (26,5 млрд. руб.) и заемных средств (10,8 млрд. руб.), а также средств инновационного фонда концерна "Белгоспищепром" (0,78 млрд. руб.).

Полагаю, что в борьбе с серым импортом кондитерских изделий положительную роль сыграет новый метод взимания НДС.

- А как белорусские кондитеры чувствуют себя на зарубежных рынках?

- Это кто как. А в целом экспорт за 2004 г. составил 34,2 тыс. т. (темп 105,3%). На внутренний рынок за 2004г. поставлено 61,7 тыс. т. кондитерских изделий (темп 102,4%).

В 2004 г. упал экспорт на фабрике "Слодыч" - до 70 т продукции в год. Предприятие стремится наверстать упущенное. В январе специалисты фабрики повстречались на кондитерской выставке в Латвии с потенциальными клиентами, которым выслали 7т печенья на пробу. Сейчас ждут: понравится ли?

"Спартак" и "Коммунарка" также приехали с рядом деловых предложений с Кельнской кондитерской ярмарки. Менеджеры этих и других белорусских кондитерских предприятий работают над расширением рынков сбыта. Укрепляются службы маркетинга, совершенствуется дилерская система. Кондитеры вынуждены учиться проводить гибкую ценовую политику, разнообразить ассортимент, оптимизировать каналы реализации продукции, в т.ч. на экспорт.