Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Социум
06.04.2007 16 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В борьбе за качество

Откровенничать со мной этой женщине не хотелось. «Сдала вот в химчистку дубленку, — сдержанно, сквозь слезы говорила она. — Вместо прежнего 52-го размера обратно получила 48-й. И говорят, вины мастера нет: ст...

Откровенничать со мной этой женщине не хотелось. «Сдала вот в химчистку дубленку, — сдержанно, сквозь слезы говорила она. — Вместо прежнего 52-го размера обратно получила 48-й. И говорят, вины мастера нет: стандарт допускает 8% усадки».

Во время приуроченной ко Дню потребителя (15 марта) встречи с журналистами заместитель директора по техническому нормированию и стандартизации БелГИСС В.Гуревич заметил: стандарт — это своеобразный индикатор, позволяющий специалисту провести грань между качественной и некачественной, опасной и безопасной продукцией, а потребителю — приобрести именно то, что соответствует его ожиданиям.

Наверное, в основном это так: сегодня в республике действует около 22 тыс. госстандартов. Но даже при этом разнообразии, при огромном опыте мирового сообщества в классификации свойств товаров, их потребительских качеств и предъявляемых требований (а все национальные стандарты теперь ориентируются на европейские и международные) недобросовестные люди находят лазейки, чтобы проигнорировать или «недовыполнить» его требования. Испорченная дубленка — не единственный пример.

«Государственный стандарт 1100, касающийся пищевой продукции. Практика его применения показала, — сетует Валерий Львович, — что существует определенная недобросовестность изготовителя, который уходит от существенных требований документа. Неточное наименование продукции, бисерный — прочесть невозможно — шрифт, фон, на котором надпись «не смотрится»… Все это может ввести покупателя в заблуждение. Пришлось стандарт пересматривать, ужесточать требования к изготовителям».

План стандартизации на 2007 г. предусматривает разработку 21 технического регламента (ТР) и около 500 стандартов. ТР — вообще новый класс документов, о которых потребители пока мало что знают: к сегодняшнему дню на утверждении в правительстве находится только 2 таких документа. Хотя будущее, конечно, за ними. Их введение позволит (в том числе) ужесточить контроль за продукцией, которая поступает на рынок, за «серым» импортом, а все это на благо нам, потребителям.

Заместитель председателя Белорусского общества защиты потребителей Тамара Бельская на той же пресс-конференции говорила о необходимости более жесткого подхода к защите интересов своих «подопечных» организаций, реализующих товары и оказывающих услуги, а также товаропроизводителей и контролирующих органов. «Потребитель в течение дня осуществляет большое количество сделок, и ориентироваться во всех действующих стандартах и нормативных актах не в состоянии, — говорила она. — Например, компетентным органам следует обратить внимание на факты нарушения прав потребителя в гипермаркетах. В ценнике на товар может быть указана одна цена, а при считывании штрих-кода в кассе выбивается более высокая — расчет на то, что при закупке большой партии товара покупатель не станет контролировать каждую единицу».

Сложности при защите своих прав в случае приобретения некачественного товара в автосалоне возникают у автолюбителей. Договоры об этом заключаются непосредственно с компаниями-изготовителями. Но со многими странами, где они зарегистрированы, Беларусь не имеет договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Если бы были, наши граждане могли бы обращаться с исками о защите своих прав в самой республике и соответственно надеяться на исполнение решения белорусского суда. А так, в случае приобретения некачественного товара потребитель, конечно, может подать иск, но решение нашего суда не всегда будет обязательным к исполнению в той стране, резидентом которой является производитель автомобиля. Подачу иска в суд другого государства белорусский потребитель «финансово не вытянет» и может полагаться только на добрую волю компании-производителя.

На сегодняшний день в республике очень трудно провести многие виды экспертиз: нет специалистов по мобильным телефонам, цифровой технике, проблематична и экспертиза при поломке двигателей дорогостоящих импортных автомобилей. Даже Институт судебных экспертиз не обладает соответствующей материально-технической базой и документацией на эти двигатели и вынужден прибегать к помощи дилеров и специалистов СП.

Своевременным назвала Тамара Валерьяновна принятие Указа Президента № 396 «О долевом строительстве многоквартирных жилых домов», поставившем точку в споре общества потребителей и граждан, с одной стороны, и судебной системы республики — с другой. Последняя с 1996 г. не хотела признавать, что договоры о долевом строительстве должны регулироваться законодательством о защите прав потребителей. Указ четко обозначил обратное. Тем не менее введенная им ответственность исполнителя за нарушение сроков исполнения обязательств — всего 0,001% за каждый день просрочки — представляется явно мизерной.

Указом конкретизирована процедура рассмотрения взаимных претензий при нарушении сторонами своих обязательств при расторжении договоров строительства..

Все эти и другие факты побудили правительство подготовить законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон «О защите прав потребителей», сообщила на этой же пресс-конференции начальник одного из управлений Минторга И.Барышникова.

Проект, в частности, предусматривает ввести ответственность импортера, его официального представителя и дилера за качество иностранных товаров. Нынешнее законодательство предусматривает двухлетний срок предъявления подобных претензий к продавцу. Когда же он заканчивается, претензии можно предъявлять только к изготовителю. А его на территории республики нет. Ответственность как раз и вводится для того, чтобы уравнять степень защиты потребителей при приобретении как отечественных, так и импортных товаров.

Корректируется порядок возмещения заявленных потребителем убытков при покупке некачественного товара, включая транспортные и монтажные работы, а также других дополнительных трат — надо не просто заявить о них, но документально подтвердить.

К слову, в ушедшем году Минторгом было рассмотрено 198 письменных обращений потребителей, еще около 400 принято по телефону. При этом, пояснила И.Барышникова, работа с ними ведется в таком же формате, как и с письменными.

Федор ЗАЯЦ

Откровенничать со мной этой женщине не хотелось. «Сдала вот в химчистку дубленку, — сдержанно, сквозь слезы говорила она. — Вместо прежнего 52-го размера обратно получила 48-й. И говорят, вины мастера нет: стандарт допускает 8% усадки».

Во время приуроченной ко Дню потребителя (15 марта) встречи с журналистами заместитель директора по техническому нормированию и стандартизации БелГИСС В.Гуревич заметил: стандарт — это своеобразный индикатор, позволяющий специалисту провести грань между качественной и некачественной, опасной и безопасной продукцией, а потребителю — приобрести именно то, что соответствует его ожиданиям.

Наверное, в основном это так: сегодня в республике действует около 22 тыс. госстандартов. Но даже при этом разнообразии, при огромном опыте мирового сообщества в классификации свойств товаров, их потребительских качеств и предъявляемых требований (а все национальные стандарты теперь ориентируются на европейские и международные) недобросовестные люди находят лазейки, чтобы проигнорировать или «недовыполнить» его требования. Испорченная дубленка — не единственный пример.

«Государственный стандарт 1100, касающийся пищевой продукции. Практика его применения показала, — сетует Валерий Львович, — что существует определенная недобросовестность изготовителя, который уходит от существенных требований документа. Неточное наименование продукции, бисерный — прочесть невозможно — шрифт, фон, на котором надпись «не смотрится»… Все это может ввести покупателя в заблуждение. Пришлось стандарт пересматривать, ужесточать требования к изготовителям».

План стандартизации на 2007 г. предусматривает разработку 21 технического регламента (ТР) и около 500 стандартов. ТР — вообще новый класс документов, о которых потребители пока мало что знают: к сегодняшнему дню на утверждении в правительстве находится только 2 таких документа. Хотя будущее, конечно, за ними. Их введение позволит (в том числе) ужесточить контроль за продукцией, которая поступает на рынок, за «серым» импортом, а все это на благо нам, потребителям.

Заместитель председателя Белорусского общества защиты потребителей Тамара Бельская на той же пресс-конференции говорила о необходимости более жесткого подхода к защите интересов своих «подопечных» организаций, реализующих товары и оказывающих услуги, а также товаропроизводителей и контролирующих органов. «Потребитель в течение дня осуществляет большое количество сделок, и ориентироваться во всех действующих стандартах и нормативных актах не в состоянии, — говорила она. — Например, компетентным органам следует обратить внимание на факты нарушения прав потребителя в гипермаркетах. В ценнике на товар может быть указана одна цена, а при считывании штрих-кода в кассе выбивается более высокая — расчет на то, что при закупке большой партии товара покупатель не станет контролировать каждую единицу».

Сложности при защите своих прав в случае приобретения некачественного товара в автосалоне возникают у автолюбителей. Договоры об этом заключаются непосредственно с компаниями-изготовителями. Но со многими странами, где они зарегистрированы, Беларусь не имеет договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Если бы были, наши граждане могли бы обращаться с исками о защите своих прав в самой республике и соответственно надеяться на исполнение решения белорусского суда. А так, в случае приобретения некачественного товара потребитель, конечно, может подать иск, но решение нашего суда не всегда будет обязательным к исполнению в той стране, резидентом которой является производитель автомобиля. Подачу иска в суд другого государства белорусский потребитель «финансово не вытянет» и может полагаться только на добрую волю компании-производителя.

На сегодняшний день в республике очень трудно провести многие виды экспертиз: нет специалистов по мобильным телефонам, цифровой технике, проблематична и экспертиза при поломке двигателей дорогостоящих импортных автомобилей. Даже Институт судебных экспертиз не обладает соответствующей материально-технической базой и документацией на эти двигатели и вынужден прибегать к помощи дилеров и специалистов СП.

Своевременным назвала Тамара Валерьяновна принятие Указа Президента № 396 «О долевом строительстве многоквартирных жилых домов», поставившем точку в споре общества потребителей и граждан, с одной стороны, и судебной системы республики — с другой. Последняя с 1996 г. не хотела признавать, что договоры о долевом строительстве должны регулироваться законодательством о защите прав потребителей. Указ четко обозначил обратное. Тем не менее введенная им ответственность исполнителя за нарушение сроков исполнения обязательств — всего 0,001% за каждый день просрочки — представляется явно мизерной.

Указом конкретизирована процедура рассмотрения взаимных претензий при нарушении сторонами своих обязательств при расторжении договоров строительства..

Все эти и другие факты побудили правительство подготовить законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон «О защите прав потребителей», сообщила на этой же пресс-конференции начальник одного из управлений Минторга И.Барышникова.

Проект, в частности, предусматривает ввести ответственность импортера, его официального представителя и дилера за качество иностранных товаров. Нынешнее законодательство предусматривает двухлетний срок предъявления подобных претензий к продавцу. Когда же он заканчивается, претензии можно предъявлять только к изготовителю. А его на территории республики нет. Ответственность как раз и вводится для того, чтобы уравнять степень защиты потребителей при приобретении как отечественных, так и импортных товаров.

Корректируется порядок возмещения заявленных потребителем убытков при покупке некачественного товара, включая транспортные и монтажные работы, а также других дополнительных трат — надо не просто заявить о них, но документально подтвердить.

К слову, в ушедшем году Минторгом было рассмотрено 198 письменных обращений потребителей, еще около 400 принято по телефону. При этом, пояснила И.Барышникова, работа с ними ведется в таком же формате, как и с письменными.

Федор ЗАЯЦ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений