Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Исследования, рейтинги
25.07.2018 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В Беларуси рост ускорится до 3,5% – Fitch

Фото: Matt Lloyd / Bloomberg via Getty Images

Циклическое восстановление в Беларуси является более сильным, чем ожидалось: рост может ускориться до 3,5% в 2018 г., говорится в обзоре макроэкономической ситуации, подготовленном Fitch Ratings, в связи с подтверждением долгосрочных рейтингов дефолта эмитента.

Экономический рост поддерживается уменьшением сдерживающих факторов в плане внешнего финансирования, ростом в России и в других странах, являющихся торговыми партнерами, а также сильными внутренним потреблением и инвестиционными показателями.

Fitch ожидает, что в ближайшие годы рост станет более умеренным и составит 2,5% в 2019 г. и 2% в 2020 г., что ниже прогнозных уровней в 3,6% и 3,3% в рейтинговой категории «B». Влияние крупного госсектора (составившего по оценкам, 47% ВВП в 2017 г.) при высокой долговой нагрузке и необходимости разрешения задач в плане производительности сказывается на среднесрочных перспективах роста и является негативным рейтинговым фактором.

Проводимая правительством политика в целом согласуется с улучшением макроэкономической стабильности. Инфляция остается на низком уровне, снизившись до 4,1% в июне в годовом выражении, и Fitch ожидает, что инфляция в среднем составит 6 % в 2018 г. и будет соответствовать целевому показателю на конец года, установленному Нацбанком. Успешная реализация стратегии Нацбанка, предусматривающей переход к полноценному режиму инфляционного таргетирования и достижение уровня инфляции в 5% к 2020 г., вероятно, будет зависеть от сохранения последовательности проводимой политики и совершенствования каналов передачи монетарной политики за счет дальнейшего прогресса в части снижения финансовой долларизации (67% депозитов) и квазифискального кредитования по программам.

Риски в плане финансирования на ближайшую перспективу по-прежнему являются управляемыми. После погашения еврооблигаций на сумму 800 млн. USD в январе, остающийся долг к погашению в 2018 г. в размере 1,6 млрд. USD будет покрываться за счет поступлений от выпуска еврооблигаций на сумму 600 млн. USD в феврале, пролонгации долга на внутреннем рынке, валютных доходов (таможенных пошлин и нефтяных поступлений) и финансирования от международных финансовых организаций. Сильная денежная позиция государства (5,01 млрд. USD) способна обеспечить финансовую гибкость в краткосрочной перспективе, но не может быть использована в полном объеме без резкого сокращения международных резервов.

Погашения валютного долга и процентные расходы будут по-прежнему находиться на высоком уровне, в среднем 3,4 млрд. USD в 2019-2020 гг. Устойчивое снижение рисков рефинансирования будет зависеть от дальнейшего прогресса в части диверсификации внешних источников финансирования, возможностей по рефинансированию долга перед Россией и темпов развития внутреннего рынка. Государство предпринимает шаги для получения доступа к рублевому рынку и рынку в китайских юанях в ближайшей перспективе.

Валовые международные резервы составляли 6,9 млрд. USD на конец мая, увеличившись на 300 млн. USD с середины 2017 г. Fitch ожидает, что они останутся на уровне, близком к этому показателю, в 2018 г. и будут в среднем составлять 6,7 млрд. USD в 2019-2020 гг. Как следствие, показатель внешней ликвидности, вероятно, по-прежнему будет среди наиболее слабых в рейтинговой категории «В». Вместе с тем, чистые резервы продолжают улучшаться, достигнув 2,8 млрд. USD в июне 2018 г.Это отражает и сокращение краткосрочных обязательств Нацбанка, включая кредиты в иностранной валюте.

 

По мнению Fitch дефицит счета текущих операций будет оставаться сдержанным: повысится до 2,6% от ВВП в 2018 г.и 3,5% в 2019 г., что в целом соответствует текущему прогнозу по медианному показателю для категории «В» и отражает увеличение импорта, связанного с завершением проекта атомной электростанции. Более высокие дефициты торгового баланса частично компенсируются растущим профицитом баланса услуг, что в свою очередь отражает увеличивающийся экспорт компьютерных услуг, который достиг 1,2 млрд. USD в 2017 г. и вырос на 33% к аналогичному периоду предыдущего года в 1 кв. 2018 г. Показатели чистого внешнего долга (46% от ВВП) и обслуживания внешнего долга (16% от текущих платежей в иностранной валюте) по-прежнему существенно выше, чем у эмитентов с сопоставимыми рейтингами.

Согласно официальным данным, консолидированный государственный бюджет имел профицит в размере 3% ВВП за 2017 г. В то же время корректировки в плане расходов, относящихся к АЭС (2,2% ВВП), исполнения гарантий и расходов на рекапитализацию банков/разрешение ситуации с проблемными кредитами могут обусловить скорректированный дефицит общегосударственного бюджета в размере 0,2% ВВП. Fitch ожидает увеличения скорректированного дефицита общегосударственного бюджета до 2,6% ВВП в 2018 г. и 3,5% ВВП в 2019 г., что будет отражать более низкие профициты общегосударственного бюджета согласно официальным данным (1,6% и 1,4% ВВП), более высокие расходы по АЭС (2,8% и 3,3% ВВП), а также материализацию гарантий и потенциальные расходы, связанные с расчисткой банковского сектора.

По оценкам рейтингового агентства, государственный долг (включая гарантии в размере 9,5% ВВП) достиг 52,5% ВВП на конец 2017 г. Долг Беларуси имеет высокую подверженность волатильности валютного курса (90% долга номинировано в иностранной валюте). Fitch включает государственные гарантии в расчет суммарного долга ввиду высокой вероятности того, что государству потребуется выплачивать обязательства госпредприятий. Более слабые макроэкономические показатели и волатильность обменного курса могут создать фискальные риски для государственных финансов ввиду существенного присутствия в экономике предприятий в госсобственности. Значительное присутствие госсектора (65% активов) в финансовом секторе создает фискальные риски для суверенного эмитента ввиду потенциальных потребностей в дальнейших взносах капитала, исполнения гарантий и выпуска ценных бумаг в обмен на передачу кредитов.

Давление на финансовый сектор ослабло, что отражает улучшение макроэкономической конъюнктуры и уровней капитализации, а также стабилизацию качества активов. Неработающие кредиты (три наиболее рисковых категории) стабилизировались на уровне около 13% со 2 половины 2017 г. По мнению Fitch, качество активов может быть слабее, если оценивать его с точки зрения обесцененных кредитов по МСФО. В мае власти ввели макропруденциальные меры в ответ на быстрый рост кредитов у населения.

Основные факторы, которые вместе или в отдельности могут привести к позитивному рейтинговому действию в будущем – это устойчивое увеличение международных резервов, поддерживаемое дальнейшим прогрессом по диверсификации внешних источников финансирования; фискальная консолидация на более широком государственном уровне, что обусловит сокращение госдолга/ВВП и условных обязательств. А также – устойчивое улучшение среднесрочных показателей роста Беларуси в контексте макроэкономической стабильности, например, в результате реализации плана структурных реформ.

Факторы, которые могут привести к негативному рейтинговому действию, понятны: возобновление давления в плане внешнего финансирования и снижение международных резервов; повышение макроэкономической нестабильности, например, ввиду снижения последовательности экономической политики или доверия к ней; ухудшение в области государственных финансов, что привело бы к существенному росту государственного долга или условных обязательств.

 

Fitch исходит из того, что в определенных ситуациях Беларусь будет получать финансовую поддержку от России. При этом рост экономики РФ составит 1,8% в 2018 г., 1,9% в 2019 г. и 1,5% в 2020 г.

Как сообщалось, Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Беларуси в иностранной и национальной валюте на уровне «B» со «Стабильным» прогнозом.

По оценке, рейтинги Беларуси отражают, с одной стороны, улучшающуюся макроэкономическую стабильность, сильный структурный профиль в плане показателей дохода на душу населения и развития человеческого потенциала, а также хорошую историю погашения долга, и, с другой стороны, низкие валютные резервы, относительно сдержанные перспективы роста, долговую нагрузку государства с высокой подверженностью валютным рискам, слабый банковский сектор, высокую внешнюю задолженность и слабые индикаторы качества управления по сравнению со странами с сопоставимыми рейтингами.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by