Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Проблемы и решения
24.02.2018 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В Беларуси примут закон о коллекторской деятельности

Фото: minervastock/Depositphotos

Генеральная прокуратура считает необходимым упорядочить деятельность коллекторов. С этой целью предлагается разработать нормативные правовые акты (НПА), которые регламентировали бы взыскание просроченной задолженности и способы взаимодействия с должниками.

Коллекторского бизнеса в Беларуси вроде бы и нет, поскольку его деятельность законодательно не регулируется. Однако рекламы с предложениями «помочь взыскать долги» с физических лиц в Сети немало.

А поскольку в стране наблюдается рост объемов неплатежей по просроченной и проблемной задолженности, то все чаще к процессу досудебного взыскания таких долгов подключаются коллекторы.

По-видимому, леденящие душу истории, связанные с варварским выбиванием долгов, как это практикуется в соседней России, стали происходить и в Беларуси. Не случайно Генпрокуратура обратила внимание на то, что коллекторские компании нередко принимают радикальные меры и используют жесткие методы.

После проверки одной из жалоб заявителю объяснили, что условия заключенных договоров надо исполнять (то есть долги все-таки следует возвращать!). Однако прокуроры также отметили, что агрессивное манипулирование сознанием граждан недопустимо. Тем более что нередко «прессуют» людей немолодых, у которых и так плохое здоровье.

Поэтому Генпрокуратура направила письмо в Министерство юстиции о необходимости регламентирования работы коллекторских организаций и установления правовых основ деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц.

С целью контроля за взыскателями долгов предложено создать госреестр юридических лиц, которые занимаются коллекторской деятельностью. Отметим, что в Российской Федерации такой реестр ведется – официально включенные в него компании получают право легально работать на рынке.

Кстати, Генпрокуратура Беларуси обратила внимание на положительный опыт РФ в этой сфере, где, как отмечается на сайте ведомства, до недавнего времени наблюдались многочисленные факты противоправной деятельности сотрудников коллекторских агентств.

Судя по этим словам, соответствующий отечественный НПА будет максимально унифицирован с российским законодательством.

Надо сказать, что в России коллекторские агентства работают давно, а правовая база в этой сфере постоянно совершенствуется. Так, с января 2017 г. вступил в силу закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов и о внесении изменений в Федеральный Закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», который запретил применение физической силы (и угрозу ее применения) в процессе принудительного взыскания просроченной задолженности.

Регламентированы частота и количество контактов двух сторон. Так, коллектор не вправе звонить неплательщику чаще, чем раз в день и более двух раз в неделю, встречаться с ним – чаще одного раза в неделю. Запрещено любое общение в будние дни ночью с 22.00 до 8.00 и в выходные и нерабочие праздничные дни с 20.00 до 9.00. Должник при желании имеет право вообще не общаться с коллектором, перепоручив это адвокату.

Предусмотрены необходимость полного возмещения коллекторским агентством нанесенного его сотрудниками ущерба имуществу и большие штрафы за нарушение всех вышеперечисленных правил.

Деятельность коллекторов контролирует Федеральная служба судебных приставов.

Правда, как показала практика, профессиональные «вышибалы долгов» наловчились обходить неудобные для них нормы. Например, микрофинансовые организации при выдаче кредита вынуждают граждан подписывать дополнительное соглашение, которое разрешает коллекторам не обращать внимания на некоторые положения закона. Для того чтобы урезонить нарушителей, российские законодатели подготовили проект изменений в КоАП, дающий судебным приставам право проводить административные расследования в отношении взыскателей долгов.

Напомним, еще полтора года назад, когда Палата представителей обсуждала на сессии проекты законов «О судебных исполнителях» и «Об исполнительном производстве», депутаты отрицали необходимость разработки и принятия нормативного акта, устанавливающего «правила игры» для коллекторских агентств. Как объяснили тогда в профильной постоянной комиссии, во-первых, такой законопроект в план на текущий год не включен, не подготовлена даже его концепция, во-вторых, практика работы российских коллекторов настолько себя дискредитировала, что заимствовать их опыт в Беларуси не собираются. И в-третьих, нет в стране и огромной задолженности по кредитам (подробнее см. «Судебный исполнитель: как выполнить решение суда» за 05.07.2016 г.)

Предполагалось, что с имеющимся объемом работы справятся судебные исполнители. Но, как видим, ситуация в экономике изменилась. Например, за прошлый год задолженность физических лиц перед банками только по потребительским кредитам выросла на 75% – до 3 млрд. BYN.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений