Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Программы
14.03.2017 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В Беларуси появились сертифицированные профессиональные бухгалтеры

В пятницу 10 марта 48 белорусских специалистов получили первые в республике сертификаты профессионального бухгалтера. Церемония их торжественного вручения состоялась в Мини­стерстве финансов.

Напомним, в соответст­вии с п. 4 ст. 8 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и от­четности» с 1 января 2017 г. должность главного бух­галтера общественно значимых организаций могут занимать только лица, име­ющие сертификат про­фессионального бухгалтера. При этом общественно зна­чимыми организациями признаются от­крытые акционерные общества, являющиеся учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозобществам. Таких стру­к­тур в республике насчитывается более 300. Пока аттестацию прошла лишь часть специалистов, а потому возникает вопрос: правомерно ли воз­главляют бухгалтерии многих компаний те, кто сертификаты еще не получил? В Минфине полагают, что такие лица должны быть переведены в категорию «временно исполняющих обязанности». Пока каких-либо санкций за нарушение требований к главным бухгалтерам применять не собираются, но это не значит, что их можно игнорировать.

На сегодня ус­пешно сдали тесты и письменный экзамен только 48 бухгалтеров. Еще около 50 их коллег готовятся пройти этот путь. Сертификация проходит по заявительному принципу, отметил заместитель министра финансов Дмитрий Кийко. Ее может пройти любой специалист, соответствующий требованиям ст. 8 Закона № 57-З, т.е. имеет бухгалтерское образование, стаж работы по специальности и не имеет судимости за экономические преступления. Так, уже сейчас сертификаты получают несколько молодых бух­галтеров, которые рассчитывают, что полученный статус поможет им в дальнейшей карьере. Кроме того, к сертификации проявляют интерес сотрудники компаний, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению от­четности.

Беларусь первой из стран ЕАЭС рискнула ввести обязательную национальную сертификацию главных бухгалтеров. По мнению специалистов, получивших сертификаты, этот шаг свидетельствует о самостоятельности отечественного бух­учета, будет способствовать повышению уровня квалификации бухгалтеров, росту престижа профессии и доверия со стороны нанимателей и общества. Ведь современный главбух должен быть не просто счетоводом, фиксирующим хозяйственные операции, но и менеджером, определяющим ус­ловия и выгоду осуществляемых сделок, аналитиком, способным не только оценить последствия прошедших событий, но спрогнозировать будущие события. При этом бухгалтер руководствуется своим профессиональным суждением и правилами, сформулированными в международных стан­дартах финансовой отчетности (МСФО).

Эти стандарты приняты в Беларуси в качестве технических нормативных актов. Пока со­ставлять отчетность по МСФО в Беларуси обязаны только об­щественно значимые организации – начиная с отчетности за 2016 год – и банки, которые делают это уже несколько лет. Однако теперь рассматривается вопрос расширения круга компаний, составляющих подоб­ную отчетность. Так, в ком­плексе мер по реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утв. постановлением Сов­мина от 12.01.2017 № 18, среди мер по финансовому оздоровлению реального сек­тора экономики названо «законодательное за­крепление обязанности по составлению отчетности в соответствии с МСФО за государственными организациями, отвечающими определенным критериям». Пока это могут быть предприятия с выручкой свыше 30 млн. USD в год, считает Д. Кийко. Впрочем, выбор критериев и, соответственно, круга организаций, которым придется со­ставлять отчетность по МСФО, еще будет обсуждаться. Ведь чтобы выполнить такое требование, нужно располагать соответствующими специалистами, не­сти затраты на их подготовку, привлечение консультантов и аудиторов. С другой стороны, чтобы эти хлопоты не были напрасными, составляемая от­четность должна быть востребована пользователями и за­служить их доверие. «Для этого таким компаниям необходимо обеспечить надлежащее применение МСФО, что требует наличия высококвалифицированных бухгалтеров, которые имеют соответствующие знания, опыт и навыки, – считает Д. Кийко. – Именно для подготовки таких специалистов на комплексной постоянной ос­нове в Беларуси с 1 января был введен институт профессионального бух­галтера».

Переход к МСФО призван способствовать повышению ка­чества финансовой информации, которая может предоставляться потенциальным инвесторам. Не менее важно, чтобы достоверная и полная информация о финансовом состоянии предприятий поступала и иным пользователям, прежде всего – государству, собственникам и топ-менеджерам, и учитывалась при принятии управленческих решений на макро- и микроуровнях. В Минфине надеются, что так и будет. В частности, в министерстве планируют использовать отчетность по МСФО для оценки фискальных рисков при формировании налогово-бюджетной политики.

ТЕМ  ВРЕМЕНЕМ

В ходе «Образовательной недели» в Великобритании Ассоциация сер­тифицированных дипломированных бухгалтеров (ACCA) объявила о запуске учебно-практической прог­раммы, предназначенной в основном для компаний малого и среднего бизнеса.

Учебная практика будет предусмотрена для начинающих бухгалтеров, которые по итогам прохождения получат на руки Диплом специалиста по бухгалтерскому учету и бизнесу, что станет альтернативой университетскому образованию ради получения того же самого диплома. Программа ACCA предоставляет практическую тренировку в бухгалтерском учете и финансах прямо на рабочих местах в компаниях в течение минимум 12 месяцев. Она доступна для всех, кому уже исполнилось 16 лет.

По завершении программы нужно сдать 3 экзамена, в т.ч. один письменный. Время для их прохождения выбирает сам практикант по согласованию с работодателем. Кроме того, требуется пройти онлайн один модуль ACCA по профессиональной этике, знание которой считается обязательным.

Работодатели  сами выбирают фор­мат тренировки для своих бухгалтеров. Это может быть самообучение, удаленное обучение либо прямое обучение под руководством одного из сотрудников. Практикантов проверят на знания и навыки в трех основных областях: бухгалтерский учет в бизнесе, финансовая отчетность и управленческая отчетность.
  «Данная программа практического обучения для начинающих бухгалтеров поможет работодателям легко подобрать себе молодые талантливые кадры и повысить производительность, – считает глава ACCA UK Джон Уильямс. – А также станет важным аспектом реализации промышленной стратегии развития Великобритании».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений