$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

В АТАКУ- НА МОНОПОЛИСТОВ

08.02.2011

Развитие добросовестной конкуренции, предусмотренное Директивой № 4, потребует не только усиления работы антимонопольных органов, но и изменения законодательства, которое сегодня способствует появлению монополий в различных секторах экономики. Соответствующие предложения сформулированы Консультативно-координационным совещанием деловых сообществ (ККС).

По данным пресс-службы Минэкономики, в 2010 г. в целях оценки монополизации на республиканском уровне изучено 23 товарных рынка, на местном — 96. В результате в Госреестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, включено 6 и 66 хозяйствующих субъектов соответственно. Одновременно в связи с утратой доминирующего положения на республиканском уровне из реестра исключены 2 субъекта, на местном — 22. В течение 2010 г. в соответствии с Указом от 13.10.2009 № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции» с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение, заключено 7 соглашений. В них определены обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги).

В рамках государственного антимонопольного контроля на республиканском уровне рассмотрено 54 обращения хозяйствующих субъектов, органов управления и граждан. По 12 заявлениям коллегией Департамента ценовой политики Минэкономики приняты решения о признании недобросовестной конкуренции. В целях устранения выявленных нарушений выданы предписания 4 хозяйствующим субъектам.

Указом от 11.03.2010 № 149 управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов выделены в самостоятельные структурные подразделения. Предполагалось, что это активизирует борьбу с монополистами на региональном уровне. В прошлом году облисполкомами и Мингорисполкомом было рассмотрено 220 обращений, при этом установлено 17 нарушений антимонопольного законодательства со стороны 10 субъектов хозяйствования и 7 органов госуправления.

Кроме того, как заверяет пресс-служба Минэкономики, на товарных рынках постоянно осуществляется государственный контроль за экономической концентрацией. В 2010 г. выдано несколько десятков заключений о согласии на реорганизацию юрлиц в ОАО, реорганизацию в форме присоединения, на приобретение акций и долей в уставных фондах, на создание холдингов, ассоциаций и т.д.

Впрочем, как считают в бизнес-союзах, нынешний антимонопольный контроль осуществляется далеко не на должном уровне. Виной тому сразу несколько причин: малочисленность контролеров, вовлеченных в антимонопольную деятельность, политика регионального и отраслевого протекционизма, а также несовершенство законодательства, зачастую способствующего появлению монополизма.

В своих предложениях к плану по реализации Директивы № 4 ККС настаивает на том, чтобы уже в I полугодии 2011 г. правительством был создан эффективный государственный орган по антимонопольной политике и регулированию, а также пересмотрен порядок отнесения субъектов хозяйствования к числу монополистов. Изменения требуют принципы распределения сырья, материалов и некоторых видов услуг исполкомами и иными органами госуправления. Нынешнее квотирование необходимо отменить, с тем чтобы объемы реализации и цены определялись рыночными методами. Бизнес-сообщество выступает за пересмотр ряда нормативных правовых актов по распределению растительных и животных жиров, сахара, а также за внесение изменений в постановление Совмина от 4.08.2005 № 864 «О Программе централизованных закупок металлопродукции и ее реализации для нужд экономики Республики Беларусь». Под предлогом борьбы с посредничеством узаконенными оказались некоторые монопольные каналы движения сырья и материалов. Критику также вызывают правила биржевой торговли и слабость инфраструктуры товарных рынков — не хватает товарно-сырьевых бирж, оптовых складов и т.д.

Поскольку обозначенные реформы затронут интересы ряда госструктур, рассматривающих собственный монопольный статус в качестве эффективного инструмента госрегулирования, многие из предложений рискуют столкнуться с серьезным сопротивлением со стороны чиновников. А значит, для его преодоления может понадобиться политическая воля первых лиц государства. В противном случае бизнесу придется довольствоваться лишь очередными косметическими изменениями в данной сфере.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях