$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

В АЛЬЯНСЕ ИЛИ БЕЗ НЕГО

15.07.2011

Делегация китайской автомобилестроительной корпорации Geely прибывает в нашу страну на этой неделе по приглашению Минпрома. Главная тема переговоров — организация сборки в Беларуси легковых автомобилей в рамках межправительственного соглашении с КНР от 24.03.2010 г. Вопрос чрезвычайно актуальный, особенно с тех пор, как местный рынок закрыт для импорта легковушек из-за пределов Таможенного союза.

Напомним, что представители китайского автопрома бывали в Беларуси неоднократно. У них разные интересы, но единые стратегические цели и взгляды на развитие автомобилестроения в регионе. Продвинуться дальше других удалось лишь Chery. Предполагалось, что сборочное производство этой компании будет создано на производственной площадке МАЗа. Проект, в который предполагалось привлечь 100 млн. USD инвестиций, включал выпуск четырех моделей: от городского микроавтомобиля Chery QQ А-класса до кроссовера Тигго. Его реализация сулила бы белорусам возможность покупать внедорожники Chery за 12–13 тыс. USD. Однако проект увяз в согласованиях позиций сторон. С одной стороны, белорусские производители и чиновники не проявили достаточной заинтересованности, полагая, что наш уровень промышленного развития выше китайского, а потому желательно искать других партнеров. С другой, китайцев насторожила неопределенная ситуация на авторынке Беларуси, низкая доля покупаемых новых автомобилей, которая в последние 2 года еще снизилась. Поскольку емкость местного рынка незначительна, китайцы ждали гарантий, что производимые в республике автомобили можно сбывать на всей территории Таможенного союза. Пока таких гарантий, по-видимому, нет: россияне хорошо позаботились, чтобы не иметь конкурентов от Бреста до Камчатки. Будет ли сделано исключение для Geely в Беларуси? Возможно, прорывом станет попытка начать сотрудничество с производства отдельных автокомпонентов?

Между тем с 2009 г., когда начались переговоры в Беларуси, Chery успешно организовала несколько десятков сборочных производств по всему миру, в т.ч. в Украине (Запорожье), где компания заняла в продажах 6,7% рынка.

В экспорте мирового автопрома китайские автомобили сейчас занимают только 2%, но к 2020 г. надеются увеличить эту долю до 10%. При этом уже сейчас китайцы считают состоявшимся завоевание рынков Африки, Ближнего Востока, Южной Америки и Восточной Европы, а в ближайшие 3 года планируют закрепиться в Северной Америке и Западной Европе. Рынок последней будет завоевываться с трех плацдармов: Great Wall — завод в Пловдиве, Chery — в Турции и SAIK — в Англии.

По оценкам автодилеров, в Беларуси китайские машины наибольшего успеха добились в 2008 г., расширив свою нишу до 3,12%. При этом более 2% легальных продаж пришлось на бренд Great Wall (около 700 единиц). Как рассказал председатель Совета директоров ООО «Китайские автомобили» Сергей Варивода, с 2005 г. Great Wall поставил в Беларусь около 2 тыс. автомобилей. В июле у нас прошла презентация новой модели внедорожника Hover H5. Ее экспорт в мире достигнет нынче 30 тыс. шт., из которых в Беларусь попадет лишь около сотни. К 2015 г. Great Wall планирует поставлять на экспорт, в т.ч. в Беларусь, 12 моделей в сегменте SUV, 8 легковых моделей Voleex, три — PickUp. На Шанхайском автосалоне в апреле Great Wall представил программу развития в этом году 14 сборочных производств за рубежом общей мощностью 80 тыс. шт. авто в 2011 г., а к 2015-му — до 260 тыс., в т.ч. в России — с 25 до 155 тыс. В этой программе не упоминается наша страна, хотя в марте в Минске работала группа сотрудников Great Wall. Видимо, обеспечение белорусских потребителей будет осуществляться с российского завода. Странно, что мы не готовы собирать китайские автомобили из-за боязни отсутствия рынков сбыта в рамках ТС, а Россия создает такую сборку. В чем же дело?

«К сожалению, производитель пока не принял решение о продолжении переговоров с белорусским правительством об организации сборочного производства на местном рынке, — рассказал С.Варивода. — Интерес к проекту есть, поскольку Great Wall до сих пор ведущий из китайских автобрендов в Беларуси. Объемы продаж одной модели Hover превышают продажи всех остальных марок китайских автомобилей, реализуемых в республике. Полагаю, что выпуск популярного внедорожника Great Wall стал бы жизнеспособным проектом на нашем рынке. Такая машина отечественной сборки стоила бы до 20 тыс. USD. Пока этот выбор не состоялся».

Поэтому сейчас С.Варивода вместе со специалистами Белорусской научно-промышленной ассоциации и Объединеннного института машиностроения готовит предложения о производстве в Беларуси своего легкового автомобиля. «Считаю, рано или поздно отечественный легковой автомобиль у нас появится — как это произошло на Украине, в России, Узбекистане. По нашим оценкам, объем первичных продаж автомобилей в нашей стране превышает 2 млрд. USD в год, и есть резерв эту цифру увеличить. В том числе если найти решение задачи, поставленной главой государства, — снизить пошлины либо удешевить стоимость автомобилей для бедных и среднего класса. Мы понимаем, что в рамках Таможенного союза эти намерения реализовать непросто. Возможно, речь может идти о согласовании с Россией и Казахстаном снижения пошлин на те классы автомобилей, которые в ТС массово не производятся. Другой вариант: организация производства национального легкового автомобиля», — полагает С.Варивода.

Заместитель начальника главного управления инновационной и инвестиционной деятельности Минпрома Валерий Фишман в интервью БелТА заявил, что производство легковых автомобилей в стране будет перспективным и рентабельным при объеме выпуска около 20 тыс. в год. «Стопроцентной уверенности в реализации нового проекта у нас нет, однако есть рынок, и он потащит за собой соответствующее производство», — уверен чиновник.

По экспертным оценкам, чтобы обеспечить рентабельность, нужна загрузка производственных мощностей на 90%. Конструирование автомобиля обойдется примерно в 100 млн. USD, а организация производства и приобретение оборудования — в 1,5–2 млрд. Кто из потенциальных партнеров готов принять на себя такие расходы и финансовые риски без дополнительных гарантий относительно перспектив сбыта?

Дополнительная интрига здесь и в том, что все мировые автопроизводители еще не оправились после рецессии 2008–2009 гг. У всех сегодня есть лишние мощности, и пока объемы производства и продаж не вернутся на докризисный уровень, говорить о расширении непросто.

Тем временем прогноз ГТК о том, что во II полугодии ввоз автомобилей в республику уменьшится примерно на 50 тыс. шт. в сравнении с январем–июнем, когда импортировано было 250 000 авто, вызывает сомнения у белорусских автодилеров. Они надеются на поставку всего 15–20 тыс. машин, и то с учетом возможности реэкспорта в РФ. Годовой прогноз дилерских продаж в 20 тыс. шт. пересматривается в сторону уменьшения. Одна из причин — утрата ценового преимущества в республике российских брендов, что вызывает падение их реализации.

Заместитель председателя ГТК Сергей Полудень на недавней пресс-конференции предположил, что теперь будут ввозиться автомобили в возрасте от 3 до 5 лет, т.к. на них пошлины выросли меньше всего. Он также сообщил, что пока не рассматривается вопрос о снижении таможенных пошлин, сравнявшихся с 1 июля с российскими.

Теперь население ждет от белорусского правительства и Минпрома особой активности в отстаивании национальных интересов по всем значимым инвестиционным проектам, в т.ч. по производству легковых автомобилей. Ехать-то надо.

Оксана КУЗНЕЦОВА

Справка «ЭГ»

Geely Automobile входит в многопрофильный холдинг Geely Group Co. Компания основана 6.11.1986 г. Первоначально в сферу ее интересов входил рынок недвижимости, затем — отделочных материалов и холодильников. С 1992 г. компания стала выпускать по лицензии легкие мотоциклы и скутеры Honda, а в 1994-м стала лидером по их производству — 200 тыс. в год. В 1997 г. начался выпуск автомобилей Geely. В 2000 г. компания открыла частный Пекинский университет Geely и сеть курортных отелей.

В 2001 г. Geely начала производить автомобили, а в 2003-м — экспортировать. Сегодня действует более ста центров продажи и сервиса Geely в 30 странах, в т.ч. с 2006 г. — в Беларуси. В 2003–2006 гг. Geely экспортировала около 20 тыс. машин, а в 2007–2010-м — уже более 100 тыс. Всего же компания в 2010 г. продала 415 тыс. автомобилей — на 30% больше, чем в 2009 г., и в 2,3 раза больше, чем в 2007-м.

В 2008 г. Geely начала выпуск битопливных автомобилей, а в 2010-м — электромобилей Panda. Весной 2010 г. Geely приобрела за 1,8 млрд. USD бренд Volvo. Теперь идут переговоры о покупке другого шведского бренда — Saab.

Компания наладила сборку своих машин в Индонезии, Египте, Украине (Кременчуг) и России: с 2007 г. в Новоуральске (Свердловская область), а в 2010 г. — в Черкесске.

На 14-м международном автомобильном салоне в Шанхае в начале июля Geely представила 37 моделей под cуббрендами Emgrand, Gleagle и Englon — от элитных до молодежных.