$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Утром инвестиции — вечером транзит

05.06.2007

В начале 2008 г. Беларусь намерена приступить к созданию транспортно-логистической системы, а также сделать белорусский транзит более привлекательным для иностранных перевозчиков. Об этом говорилось на пресс-конференции в день открытия международной специализированной выставки «Транспорт и логистика» в рамках Белорусской транспортной недели.

«То, что в республике большие планы по развитию транспортно-логистических центров, еще не значит, что мы будем вкладывать бюджетные средства. Мы будем использовать возможности иностранного инвестора. Прямых инвестиций со стороны бюджета, я полагаю, не будет», — сообщил журналистам заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Николай ВЕРХОВЕЦ. В будущем году намечено провести открытый тендер по выбору инвесторов. По словам замминистра, уже сегодня Беларусь получила несколько предложений от иностранных компаний — бельгийской и американской. «Есть предложения и со стороны РФ об инвестировании в развитие таких центров», — сказал он.

Минтранс подготовил и уже направил на рассмотрение в правительство концепцию создания транспортно-логистической системы. Рассматриваться она будет, вероятнее всего, в сентябре этого года.

Концепция предусматривает создание в стране нескольких современных транспортно-логистических центров, объединенных в единую сеть. Первые центры будут создаваться в Минске на территории аэропорта «Минск-2», а также в областных центрах и крупных промышленных регионах страны. Планируется организовать их и на базе уже имеющихся грузовых терминалов БелЖД и на некоторых предприятиях автомобильного комплекса. Также будут строиться и новые терминальные комплексы. С этой целью, отметил Н.Верховец, Президент и правительство «приняли меры о создании СЭЗов с льготными условиями». Создание одного такого центра потребует минимум 350-400 млн. USD. Причем логистический центр будет выполнять функцию не только хранения и перевалки грузов. Он будет располагать гостиничным комплексом, в его рамках будут работать различные бизнес-структуры.

По мнению замминистра транспорта, наша страна с учетом роста транзита из Китая и Юго-Восточной Азии в Западную Европу могла бы предложить иностранным перевозчикам новую логистическую схему. «Большегрузные воздушные суда могли бы доставлять грузы до Беларуси (в Минск или Брест), а затем в страны Западной Европы, но уже автомобильным транспортом. Это позволило бы нам использовать возможности наших перевозчиков и экспедиторов и тем самым обеспечить загрузку наших предприятий, к примеру «Трансавиаэкспорт», — говорит он.

Главнейшая задача, стоящая сегодня перед Минтрансом, — сделать белорусский транзит более привлекательным. «Мы намерены создавать условия для иностранных автомобильных перевозчиков за счет снижения барьеров на границе и для пассажиров, и для транспортировки грузов», — сообщил Н.Верховец.

По подсчетам Минтранса, за последние четыре года количество транзитных поездок через нашу страну увеличилось вдвое. В первом квартале текущего года к уровню такого же периода прошлого рост объемов транзита составил порядка 24-25%. Такие же темпы Минтранс планирует сохранить до конца этого года.

В прошлом году Беларусь пересекло 580 тыс. иностранных грузовых автомобилей. При этом только придорожный сервис заработал 670 млн. USD. В целом же транзит (включая трубопроводный и железнодорожный транспорт, воздушные сообщения) в 2006 г. принес нашей стране 1,5 млрд. USD доходов.

Как сообщил выступивший перед журналистами на пресс-конференции начальник отдела развития транспортной деятельности и логистики Минтранса Сергей КУЧИНСКИЙ, по транзитной привлекательности мы пока сохраняем конкурентоспособность. Однако следует учитывать, что в соседних Литве и Латвии сейчас идут большие вливания в транспортную систему, а Украина строит альтернативные белорусским пути транзита. Поэтому если Беларусь не будет привлекать в транспортную систему стратегические инвестиции и развивать логистику, она может лишиться своей транзитной привлекательности. Необходимо поддерживать в должном состоянии белорусские участки международных транспортных коридоров (их два), развивать транспортно-логистические центры. «Нам сегодня нужны серьезные инвестиции в транспортную систему Республики Беларусь. Рассчитывать на то, что за счет бюджетных средств мы сможем построить новые современные автомобильные дороги, не приходится. За них можно только поддерживать то, что было построено в советские времена», — заключил С.Кучинский.

По данным Нацбанка, экспорт транспортных услуг в прошлом году всеми видами транспорта составил порядка 1,5 млрд. USD. Это больше на 15,8%, чем в 2005 г.

Несмотря на постоянный рост объемов грузовых перевозок, потенциал транспортного комплекса нашей страны пока используется не в полной мере, высказал озабоченность замминистра транспорта Н.Верховец. Например, возможности автомобильного транспорта — только на 2/3. В 2006 г. всеми видами транспорта перевезено 608 млн. т грузов. Основная нагрузка ложится на автомобильный транспорт. Его доля в общем объеме перевозок составляет свыше 50%. Второе место занимает трубопроводный транспорт (26,3%), третье — железнодорожный (21,4%).

Инесса ГЕРМАНЧУК