Утилизационный сбор при ввозе автотранспорта в Беларусь
Организации и граждане, ввозящие автомобили из-за границы, сталкиваются с проблемой уплаты утилизационного сбора. Рассмотрим, как рассчитать причитающуюся сумму и отразить ее в налоговом и бухгалтерском учете.
В соответствии с подп. 1.2 п. 1 Указа Президента от 4.02.2014 № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» (далее – Указ № 64) данный сбор уплачивается в размере, определяемом Совмином, в отношении транспортных средств, виды и категории которых определены в приложении к Указу № 64. Сбор вносится однократно за каждое транспортное средство:
– ввозимое (ввезенное) в РБ в качестве товара для личного пользования, выпускаемое (выпущенное) в целях обращения без ограничений по пользованию и распоряжению в соответствии с Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18.06.2010;
– ввозимое (ввезенное) и помещаемое (помещенное) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления; ввезенное с территорий государств – членов ЕАЭС и подлежащее государственной регистрации на территории РБ в соответствии с законодательством РБ.
Кто платит
Согласно подп. 1.3 п. 1 Указа № 64 плательщиками утилизационного сбора признаются юридические и физические лица, включая ИП, в т.ч. применяющие особые режимы налогообложения, которые:
– осуществили таможенное декларирование транспортного средства в целях выпуска в свободное обращение либо помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (декларанты);
– ввезли в РБ с территорий государств – членов ЕАЭС транспортное средство, подлежащее госрегистрации на территории РБ в соответствии с законодательством РБ;
– приобрели в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление ввозимое (ввезенное) транспортное средство, в отношении которого утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с Указом № 64, за исключением автомобилей, ввозимых (ввезенных) в качестве иностранной безвозмездной или международной технической помощи, а также транспортные средства, выпущенные в свободное обращение либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до вступления в силу Указа № 64;
– произвели транспортное средство на территории РБ и осуществили его отчуждение либо используют автотранспорт для собственных нужд;
– достроили транспортное средство на территории РБ на базе шасси, предоставленного заказчиком.
Выпуск для внутреннего потребления – эта такая таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению (ст. 209 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Кому не надо платить
Действие Указа № 64 не распространяется на транспортные средства, выпущенные в свободное обращение либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до вступления в силу Указа № 64 (подп. 1.7 п. 1 Указа № 64).
От уплаты утилизационного сбора освобождаются транспортные средства (абз. 2 и 3 подп. 1.6 п. 1 Указа № 64):
– ввозимые (ввезенные) в качестве иностранной безвозмездной или международной технической помощи;
– ввозимые (ввезенные) в РБ и предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств и др.;
– в иных случаях, определяемых Президентом.
Объектом обложения утилизационным сбором в РБ не признается транспортное средство, ввозимое (ввезенное) в РБ и обращенное в собственность (доход) государства в соответствии с законодательством (ч. 2 подп. 1.2 п. 1 Указа № 64).
Сроки уплаты
Уплатить утилизационный сбор согласно подп. 1.4 п. 1 Указа № 64 надо в следующие сроки:
– до выпуска транспортного средства в свободное обращение – в отношении транспортных средств, ввезенных в РБ в качестве товара для личного пользования, выпускаемых (выпущенных) в целях обращения без ограничений по пользованию и распоряжению, за исключением указанных в абз. 2 и 3 подп. 1.6 п. 1 Указа № 64;
– до помещения автотранспорта под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, ввозимого (ввезенного) и помещаемого (помещенного) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
– до госрегистрации транспортного средства в соответствии с законодательством РБ, ввозимого (ввезенного) и помещаемого (помещенного) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, а также ввезенного с территорий государств – членов ЕАЭС и подлежащего госрегистрации на территории РБ в соответствии с законодательством РБ.
Расчеты и декларации
В приложении к постановлению Совмина от 27.02.2014 № 172 (далее – постановление № 172) определен размер утилизационного сбора, который напрямую зависит от видов и категорий ввозимых транспортных средств. При этом подп. 1.11 п. 1 Указа № 64 предусмотрено, что организациями, ввезшими транспортное средство из-за границы, утилизационный сбор уплачивается в белорусских рублях в доход республиканского бюджета по соответствующим кодам классификации доходов бюджета на счет Минфина, открытый для зачисления платежей, контролируемых таможенными органами. Суммы утилизационного сбора учитываются по отдельным разделам и подразделам классификации доходов бюджета.
Порядок представления в налоговые органы налоговой декларации по утилизационному сбору, который касается только производителей транспортных средств и организаций, которые достроили транспортное средство на территории РБ на базе шасси, предоставленного заказчиком, установлен п. 5 Указа № 64. Импортеры и физические лица, ввезшие транспортное средство из-за границы, налоговую декларацию не представляют. Они обязаны представлять расчет – документ, отражающий исчисление и уплату утилизационного сбора (ч. 7 подп. 1.5 п. 1 Указа № 64). Этот расчет представляется в таможню:
– в которой осуществляется декларирование автотранспорта в целях его выпуска в свободное обращение или выпуска для внутреннего потребления, до либо одновременно с подачей таможенной декларации – в отношении транспортных средств, ввозимых (ввезенных) и помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
– уполномоченную ГТК, до регистрации транспортного средства в соответствии с законодательством РБ – в отношении автотранспорта, ввозимого (ввезенного) и помещаемого (помещенного) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, а также ввезенного с территорий государств – членов ЕАЭС и подлежащего госрегистрации на территории РБ в соответствии с законодательством РБ.
Расчет заполняется в специальной программе с формированием электронной копии. Работники таможни его не оформляют. Помощь в составлении могут оказать специализированные организации (таможенные представители). Форма, порядок заполнения, представления, регистрации, внесения изменений и аннулирования расчета, структура и формат его представления в виде электронного документа и электронной копии, документы, представляемые вместе с расчетом, а также документ, которым подтверждается уплата утилизационного сбора, взимаемого таможенными органами, предусмотрены Инструкцией о порядке заполнения, представления, регистрации, внесения изменений, а также аннулирования документа, отражающего исчисление и уплату утилизационного сбора, утв. постановлением ГТК от 13.02.2014 № 4 (далее – постановление № 4, Инструкция № 4 соответственно).
Уплата утилизационного сбора, взимаемого таможенными органами, подтверждается документом, отражающим его исчисление и уплату, зарегистрированным таможней (далее – расчет). Его форма установлена в приложении 1 постановлению № 4, а структура и формат представления – в приложении 2 к постановлению № 4. Расчет может представляться на бумажном носителе в 2 экземплярах с представлением электронной копии либо в виде электронного документа (п. 27 Инструкции № 4). Расчет в виде электронного документа представляется путем направления в таможню путем электронного обмена с соблюдением структуры и формата представления согласно приложению 2 к постановлению № 4.
Если в таможню представляется расчет на бумажном носителе, на основании п. 29 Инструкции № 4 также представляются следующие документы или их копии:
1) документы, подтверждающие соответствие вида и категории транспортных средств классификации, предусмотренной техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 9.12.2011 № 877. К таким документам относятся:
– для подтверждения классификации транспортных средств в категорию «М1» – свидетельство о регистрации (техпаспорта, технические талоны), иные документы, подтверждающие регистрацию автотранспорта в государстве предыдущей регистрации, транспортные (перевозочные), коммерческие документы;
– для подтверждения классификации транспортных средств в категорию, отличную от «М1», – одобрения типа транспортных средств, сертификаты соответствия и (или) декларации о соответствии;
– документы, подтверждающие момент выпуска и объем двигателя транспортного средства;
2) оригинал платежной инструкции с отметкой банка, небанковской кредитно-финансовой организации об уплате утилизационного сбора в отношении автотранспорта (при отсутствии у таможни в электронном виде информации банка, небанковской кредитно-финансовой организации об уплате утилизационного сбора);
3) документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае, если РС представляется от имени плательщика его уполномоченным представителем.
Если в таможню представляется расчет в виде электронного документа, после его регистрации плательщику путем электронного обмена направляется электронное сообщение, содержащее информацию о номере регистрации представления расчета, дате и времени такой регистрации. При этом плательщик обязан в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения электронного сообщения, представить в таможню документы, указанные в п. 29 Инструкции № 4. Таможня регистрирует представление расчета в срок не более 2 часов с момента его представления, а в случае, если РС представлен менее чем за 2 часа до окончания времени работы таможни в пункте таможенного оформления, – не позднее 2 часов с момента начала времени работы таможни в этом пункте таможенного оформления (п. 30 Инструкции № 4).
Пример 1. Организация ввезла из-за рубежа грузовик, по которому обязана уплатить утилизационный сбор. В таможню представлена декларация на товары с целью помещения автомобиля под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Утилизационный сбор не уплачен.
Согласно п. 1 ст. 201 ТК при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных п. 1 ст. 195 НК, а также в случаях, указанных в п. 6 ст. 193 НК и в п. 2 ст. 201 ТК, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению. Поскольку среди перечисленных в примере причин отказа неуплата утилизационного сбора не названа, и на основании того, что этот сбор не относится к таможенным платежам, таможенный орган не вправе отказать в выпуске заявленного транспортного средства для внутреннего потребления при неуплате утилизационного сбора.
В силу п. 5.9 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156, госрегистрация транспортных средств (за исключением тракторов, прицепов, полуприцепов к ним) осуществляется в т.ч. при представлении документа, подтверждающего уплату утилизационного сбора, – для транспортных средств, в отношении которых взимается утилизационный сбор. Этот документ не представляется со дня начала использования органом, осуществляющим госрегистрацию транспортных средств, информации ГТК, МНС в электронном виде об идентификационных номерах (VIN), а при их отсутствии – заводских номерах транспортных средств, в отношении которых уплачен утилизационный сбор. Таким образом, органы ГАИ вправе отказать организации в регистрации ввезенного грузового транспортного средства по причине неуплаты и непредставления документа, подтверждающего уплату утилизационного сбора.
Пример 2. Производственная организация зарегистрирована на территории сельского населенного пункта Минского района. В июне 2017 г. данная организация ввозит из-за рубежа грузовик, по которому обязана уплатить утилизационный сбор. В таможню представлена декларация на товары с целью помещения этого транспортного средства под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Организация не уплатила утилизационный сбор. Поэтому при обращении в органы ГАИ для регистрации грузовика получен отказ. Организация мотивировала неуплату тем, что 10.09.2016 г. она ввозила такой же автомобиль, согласно нормам Декрета Президента от 7.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее – Декрет № 6) не уплачивала утилизационный сбор и в органах ГАИ ввезенный грузовик зарегистрирован.
Подпунктом 1.1 п. 1 Декрета Президента от 27.06.2016 № 2 внесено дополнение в абз.4 подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6, на основании которого коммерческие организации РБ (за исключением созданных после 1.08.2016 г. в результате реорганизации в форме выделения, разделения или слияния, а также коммерческих организаций, реорганизованных после указанной даты путем присоединения к ним других юридических лиц РБ), ИП, зарегистрированные в РБ с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющие на указанной территории деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) с 30.09.2016 г. Таким образом, если транспортное средство ввезено до 30.09.2016 г., утилизационный сбор не уплачивается, если с 30.09.2016 г. – вносится в общеустановленном порядке.
Учет у юридических лиц и ИП
В бухучете импортеров расчеты по утилизационному сбору учитываются на субсч. 68-5 «Расчеты по прочим платежам в бюджет», поскольку данный сбор входит в состав республиканских налогов и сборов (абз. 18 ст. 8 НК, п. 53 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50).
Суммы утилизационного сбора, уплаченного в бюджет импортером, ввозящим транспортное средство для использования в производственной деятельности, при принятии его к бухучету в качестве основного средства подлежат отнесению на увеличение стоимости этого автотранспорта (подп. 1.10 п. 1 Указа № 64). При принятии к бухучету в иных случаях утилизационный сбор включается в текущие расходы и в затраты, учитываемые при исчислении налога на прибыль, а также в расходы, учитываемые ИП при исчислении подоходного налога.
Пример 3. Организация для производственной деятельности ввезла из Польши автомобиль массой 6,5 тонн, 2016 г. выпуска.
В соответствии с п. 7 приложения к Указу № 64 по транспортным средствам полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн уплачивается утилизационный сбор. Его размер в данном случае – 8167,5 BYN (подп. 2.1.14 п. 2 приложения к постановлению № 172).
Сбор надо уплатить до помещения ввезенного автомобиля под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. При принятии к учету ввезенного автомобиля в качестве основного средства уплаченный сбор относится на его стоимость, а в иных случаях – включается в состав текущих затрат для целей бухучета и в затраты, учитываемые при исчислении налога на прибыль или расходов, учитываемых ИП при исчислении подоходного налога.
Пример 4. При ввозе ИП автомобиля на территорию РБ уплачен утилизационный сбор в размере 8167,5 BYN. Автомобиль будет использоваться в производственной деятельности. ИП по полученным доходам от своей деятельности уплачивает подоходный налог.
Согласно ч. 2 п. 3 ст. 156 НК налоговая база подоходного налога с доходов ИП определяется как денежное выражение доходов от предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму профессиональных налоговых вычетов, применяемых в соответствии со ст.ст. 168 и 169 НК. Профессиональными налоговыми вычетами для ИП являются суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Таким образом, утилизационный сбор ИП вправе учесть в составе профессионального налогового вычета.
Утилизационный сбор, уплаченный физическими лицами
В соответствии с подп. 1.10 п. 1 Указа № 64 сумма утилизационного сбора, уплаченная в бюджет физическим лицом при предоставлении ему имущественного налогового вычета по подоходному налогу, включается в состав расходов, связанных с приобретением возмездно отчуждаемого имущества.
Пример 5. Физическое лицо – налоговый резидент РБ ввезло в 2016 г. 2 легковых автомобиля, технически допустимая общая масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает 8. Оплачены утилизационные сборы за ввоз каждого из автомобилей. В 2017 г. оба этих автомобиля проданы. В соответствии с подп. 1.33 п. 1 ст. 163 НК доход от продажи второго автомобиля в течение календарного года подлежит обложению подоходным налогом.
Согласно подп. 1.2 п. 1 ст. 166 НК при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156 НК плательщик имеет право применить имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением и (или) отчуждением возмездно отчуждаемого имущества. Порядок предоставления имущественного налогового вычета по доходам от возмездного отчуждения имущества предусмотрен абз. 5 п. 1 ст. 167 НК, где упомянут утилизационный сбор. Таким образом, доход от продажи второго автомобиля, являющийся облагаемой базой для подоходного налога, может уменьшаться на сумму утилизационного сбора, уплаченного в 2016 г. физическим лицом за ввоз проданного в 2017 г. автомобиля.