$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Утешительный приз

16.02.2010

Отечественный стройкомплекс не вписался в российскую федеральную программу «Жилище» на 2010 г. В ходе февральских переговоров с Минобороны РФ делегация Минстройархитектуры рассчитывала получить на внеконкурсной основе контракт на строительство около 1 млн. м2 жилья для военнослужащих, но вернулась из Москвы ни с чем.

Похоже, в федеральном бюджете просто не оказалось денег для дополнительного импорта строительных услуг из союзной Беларуси. «Этим вопросом мы занимались с сентября, и уже были определены площадки на 300 тыс. м2. Когда мы начали прорабатывать возможность финансирования наших работ и заключения договоров, то поняли, что в России запланированные объемы не подтверждены финансированием: 60 млрд. RUB выделено под программу развития 2010 г., при этом уже подписаны контракты и ведется стройка на 90 млрд. RUB», — отметил министр архитектуры и строительства Александр Селезнев в ходе недавней пресс-конференции.

В качестве «утешительного приза» Беларуси предложено на общих основаниях поучаствовать в тендерах на возведение двух крупных поселков в подмосковных Мытищах (400–450 тыс. м2) и Калининградской области (200–250 м2). Но даже при удачном для нас исходе торгов указанные проекты стартуют только в 2011 г.

Между тем средства от экспорта товаров и услуг остро необходимы отрасли уже сегодня. Внешнеторговый оборот организаций министерства за январь–ноябрь 2009 г. достиг 530,6 млн. USD при отрицательном сальдо 37,4 млн. USD. Эта ситуация объясняется опережающим ростом инвестиционного импорта (203,1% к соответствующему периоду 2008 г.) К примеру, в настоящее время совместно с китайскими партнерами реализуются три масштабных проекта в цементной промышленности — на всех действующих цементных заводах со сроком сдачи в эксплуатацию в 2011–2012 гг. В это же время планируется запустить новую линию на ОАО «Гомельстекло», общий объем инвестиций в которую составит около 1 трлн. Br. В целом за январь–ноябрь 2009 г. министерством привлечено инвестиций в основной капитал на сумму 1,67 трлн. Br, темп их роста в 2006–2009 гг. обеспечен на уровне 442,6% при общем пятилетнем задании 215%.

Рано или поздно эти вложения «выстрелят», обусловив значительное увеличение белорусского присутствия на соседних рынках, но пока они ложатся тяжелым грузом на бюджет отрасли. Ситуацию усугубляет падение спроса на отечественный экспорт, особенно в России — на эту страну ранее приходилось до 70% нашего внешнеторгового оборота стройматериалов, работ и услуг. Кстати, именно в расчете на перспективные заказы наши подрядчики начали вступать в саморегулируемые организации (СРО) — без этого в 2010 г. доступ к тендерным торгам в РФ полностью закрывается. К концу января необходимые для членства в СРО документы оформили 29 компаний, еще 6 подали соответствующие заявки. Благодаря их активности министерству удалось обеспечить небольшое, но положительное сальдо по торговле услугами — 7,5 млн. USD. Но это опять-таки совсем не та сумма, которая может решить все проблемы.

Отвечая на вопрос корреспондента «ЭГ», А.Селезнев пояснил, что рентабельность использования основных материалов на иностранных стройплощадках жестко ограничена транспортным плечом их доставки. Так, щебень при перевозке на 500 км дорожает вдвое (примерно до 20 USD/т), то же касается железобетонных конструкций, арматуры, цемента и т.д. Но при сложившемся уровне цен в России (1000 USD за м2) это удорожание некритично: в 500-километровой зоне, куда попадают и Калининград, и Мытищи, нам удается обеспечивать себестоимость зданий на уровне 550–650 USD/м2, в зависимости от состояния инженерных сетей. Остаются также достаточные средства для выплаты командировочных трудовым коллективам, ввоза необходимой техники и т.п. В результате рентабельность экспортных сделок достигает 15% против 9,6% на белорусских стройках. Плюс к этому удается привлечь в республику значительные суммы в RUB и сократить объем внутреннего кредитования.

Доходность работ в дальнем зарубежье существенно ниже — туда по понятным экономическим соображениям можно доставить только часть технологического оборудования и рабочей силы. Тем не менее, чтобы компенсировать потери, связанные со срывом российского контракта, Минстройархитектуры не отказывается от подобных проектов. В настоящий момент официальная делегация находится в Туркменистане, где изучает возможность строительства железной дороги «Узень-Гызылгая-Берекет-Этрек-Горган». Возможные параметры этой сделки станут известны в ближайшие дни.

Владислав ПЛАТУН