$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

УСТОЙЧИВОСТЬ К ШОКУ

09.04.2010

В очередном, четвертом, обзоре в рамках договоренности о кредите stаnd-by эксперты МВФ дали оценку экономической ситуации в Беларуси и ее перспективах на будущее. Главное внимание в обзоре уделено последствиям внешних шоков, связанным с ростом цен на энергоносители и падением экспорта, а также проведению структурных реформ в экономике страны.

По мнению экспертов МВФ и правительства, рост цен на российскую нефть грозит ухудшением сальдо платежного баланса и дефицитом бюджета в 2010 г. до 2 млрд. USD, или 4% ВВП. Издержки госбюджета при этом оцениваются в 5,9 трлн. Br. Компенсировать такую потерю правительство намерено за счет сокращения производства в нефтепереработке при повышении его эффективности, отмены субсидий на экспорт нефтепродуктов и таможенных пошлин на экспорт их и нефти. Оптовые цены на топливо запланировано повысить на 7%. Все вместе должно сократить потери бюджета на 3,8 трлн. Br. Кроме того, придется повысить ставки акцизов на табак и алкоголь на 10%, чтобы получить дополнительно 120 млрд. Br, отчисления в инновационные фонды, что добавит еще 350 млрд., а также налоги на сырьевые отрасли (еще 600 млрд. Br). О снижении налоговой нагрузки лучше не вспоминать.

С помощью таких мер правительство надеется удержать дефицит бюджета в размере 2,7 трлн. Br (1,75% ВВП). При этом не обойтись без непопулярных мер: рост фонда оплаты труда в отраслях будет ограничен 11%, а зарплату бюджетникам и пенсии удастся повысить, если макроэкономические условия позволят. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги подрастут до конца июня на 7 USD. Это должно сократить разрыв в финансировании на 1 трлн. Br, чтобы избежать роста бюджетного дефицита. Для снятия дополнительного давления на платежный баланс планируется сохранять рост кредита экономике на уровне 15%. Чистое кредитование госпрограмм не должно превысить 2,25 трлн. Br (в 2009 г. — 4,6 трлн.). В итоге дефицит счета текущих операций платежного баланса должен сократиться с 12,9% ВВП в 2009 г. до 10,3% ВВП и состояние бюджетных счетов не ухудшится.

Правительство рассчитывает, что на основе заявленной экономической политики и при условии продолжения улучшения ситуации в мировой экономике в 2010 г. ВВП вырастет по крайней мере на 2,25%, инфляция сократится до 8%, а международные резервы могут увеличится приблизительно до 8,66 млрд. USD (свыше 3 месяцев импорта) к концу года. Напомним, что в соответствии с Указом от 7.12.2009 № 595 прогнозируется рост ВВП на 11–13%.

НО ПЕРСОНАЛ МВФ полагает, что заявленные меры уменьшат воздействие «нефтяного шока» лишь наполовину. Остальное Фонд рекомендует компенсировать расширением доступа белорусских банков к внешнему финансированию, выпуском еврооблигаций и помощью Евросоюза или благодаря новой программе самого МВФ, поддержке ВБ и, возможно, Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Интересно, что о российских кредитах уже не вспоминается.

В итоге всех заимствований, по оценке Фонда, валовой внешний долг Беларуси достигнет пикового уровня 52% ВВП в 2010 г., а госдолг — 30%. При условии продолжения жесткой экономической политики первый уменьшится при сокращении дефицита по счету текущих операций. Напомним, этот дефицит в 2009 г. финансировался в основном за счет заимствований, поэтому сумма внешнего долга возросла с 25% в 2008 г. до 44% ВВП. Впрочем, это не столь уж много по сравнению с некоторыми другими странами.

В целом же макроэкономическую стабильность должна обеспечить не столько техническая помощь, сколько проведение структурных реформ, направленных на стимулирование частной инициативы, сокращение вмешательства государства в экономическую деятельность, проведение приватизации, не устают повторять эксперты Фонда. Именно оживление в частном секторе способно повысить рост ВВП до 6–6,5% и одновременно уменьшить дефицит счета текущих операций примерно до 5%. В шкале ценностей, на которую предлагает ориентироваться МВФ, также замена основного источника роста экономики: им должно стать повышение производительности, а не капиталоемкости. В списке реформ на ближайшие 3 года: приватизация, отказ от целевых показателей для экономики и предприятий, их замещение индикативными показателями, ориентированными на рентабельность, либерализацию зарплат, реформу рынка труда, финансового сектора, налоговая реформа, рационализация расходов.

Часть этих требований белорусское правительство снимает уже сегодня. Правительство и Нацбанк в письме о намерениях в экономической политике уверяют МВФ, что отраслевым министерствам и другим органам управления, отвечающим за экономическую деятельность, включая местные органы управления, рекомендовано не устанавливать какие-либо целевые показатели на 2010 г., например, в отношении объема производства и занятости, для предприятий, не получающих господдержку и в которых у государства имеется миноритарный пакет акций.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях