Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
05.11.2010 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Установка на транзит

Члены президиума Совмина в ходе недавнего заседания потребовали от разработчиков проекта программы развития транспортного потенциала Беларуси на 2011—2015 гг. повысить целевые задания для отдельных транспортных подотраслей. Все они должны быть привяз...

Члены президиума Совмина в ходе недавнего заседания потребовали от разработчиков проекта программы развития транспортного потенциала Беларуси на 2011—2015 гг. повысить целевые задания для отдельных транспортных подотраслей. Все они должны быть привязаны к прогнозу социально-экономического развития страны на следующую пятилетку, в рамках которого, как ожидается, темп для ВВП будет задан на уровне 162—168% к уровню 2010 г.

Презентуя проект отраслевой программы, министр транспорта и коммуникаций Иван Щербо заверил, что ее утверждение и реализация позволят стране к 2015 г. увеличить доходы от транзита, без учета нефти и газа, на 60%, до 2,4 млрд. USD. В то же время по отдельным направлениям в физическом выражении рост запланирован не столь значительный, к примеру, на железной дороге грузоперевозки увеличатся на 35%, а пассажиропоток — на символические 0,1%. Трубопроводный транспорт по перекачке газа сможет прирасти только на 0,5%, а нефти и вовсе сократится на 24,8%.

Пессимистичные прогнозные ориентиры вызвали критику со стороны сразу двух вице-премьеров. В частности, Андрей Кобяков поинтересовался, каким образом экономика будет выполнять напряженные задания по росту, если такая ее существенная часть, как транспорт, по отдельным видам услуг определит для себя более низкие показатели? По мнению Владимира Семашко, авторы программы не учли всех предпосылок, которые в будущем сформируют условия для ускоренного роста доходов. С одной стороны, после введения Россией в эксплуатацию БТС-2 загрузка белорусской нефтяной трубы объективно снизится, не сможет существенно увеличиться и прокачка газа через нашу территорию, т.к. она уже приблизилась к 100% технических возможностей — 44 млрд. м3 в год. С другой стороны — еще не исчерпан потенциал тарифного роста. Так, достигнута договоренность о повышении стоимости транзита газа с нынешних 1,88 до 2 USD за тыс. м3 на 100 км. Если же цена голубого топлива, как обещает Россия, для нас будет увеличена до уровня Украины, то мы, как и наши южные соседи, сможем поднять ценник по транзиту до 2,5 USD за тыс. м3 на 100 км. В.Семашко также считает, что задание для воздушного транспорта не учитывает возможностей, которые откроет масштабная реконструкция национального аэропорта «Минск» и проведение у нас в 2013 г. чемпионата мира по хоккею (ведь со всего мира прилетят болельщики). План для железнодорожного и автомобильного транспорта не в полной мере отражает транзитный потенциал страны в рамках Таможенного союза. Все это дает основания пересмотреть целевые параметры проекта программы, сделав их еще более напряженными.

Примечательно, что, по словам И.Щербо, общая сумма финансовых средств, необходимых для реализации госпрограммы, составит лишь 4,4 млрд. Br. Предполагается, что 1,5 млрд. Br на научно-исследовательские работы выделит инновационный фонд Минтранса, а 2,9 млрд. Br — республиканский бюджет на внедрение современных информационных технологий пограничного контроля. При этом министр почему-то не привел данные по расходам в рамках других многочисленных проектов, сославшись на то, что они будут финансироваться в рамках различных республиканских и отраслевых программ. Между тем стратегия развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011–2015 гг., утв. постановлением Совмина от 9.08.2010 № 1181, обозначила достаточно большое количество финансовоемких проектов. Среди них в первую очередь следовало бы выделить инфраструктурные по реконструкции республиканских автомобильных дорог, электрификации и повышению скорости движения на отдельных участках железной дороги, реконструкции и капремонту магистральных трубопроводов, строительству новых приграничных объектов. Немалых средств потребует обновление подвижного состава и создание сети транспортно-логистических центров.

Сопоставление доходной и расходной части программы позволило бы оценить ее экономическую эффективность. Пока по ряду проектов она вызывает сомнения, а привлечение под их реализацию дорогих заемных ресурсов в иностранной валюте грозит возложить на госбюджет дополнительные расходы в виде последующего обслуживания кредитов.

В проекте программы, как и в стратегии, фигурирует идея «расширения финансовых коридоров», предусматривающая ускоренное развитие банковского кредитования, страхования, рынка ценных бумаг. К примеру, через фондовый рынок планируется привлечь до 10% от общего объема инвестиций. При этом до сих пор не прозвучало конкретики, каким образом это будет достигнуто. Нет четких и прозрачных планов ни по приватизации государственных транспортных предприятий, ни по формированию рынка корпоративных ценных бумаг, ни по развитию экспорта страховых услуг. Между тем одного лишь совершенствования законодательства с целью войти в число 50 ведущих стран мира по индексу логистики и условиям международной торговли, как это определено стратегией, может оказаться недостаточно для активного привлечения капитала в транзитные проекты. А если так, то под вопросом будет и выполнение амбициозных показателей по транзиту. Тем более что пока мы даже не сумели восстановить потерянное во время кризиса. Ни в 2009-м, ни в текущем году мы пока не взяли рубеж в 2,6 млрд. USD доходов от транзита, полученных республикой в 2008 г.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by