$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

УСПЕШНЫЙ БИЗНЕС-БОЛЬШИМ ТИРАЖОМ©

05.02.2013

Задачи наращивания экспорта, привлечения инвестиций, развития бизнеса в регионах требуют применения всех наиболее эффективных современных инструментов ведения бизнеса. Один из них — франчайзинг, возможности которого, к сожалению, еще не оценены в Беларуси по достоинству.

Франчайзинг можно определить как систему бизнес-отношений, в которой успешная компания (франчайзер) предоставляет право использовать свое имя, технологии, секреты производства, системную поддержку предпринимателю (франчайзи) для организации бизнеса, а тот за пользование таким комплексом прав выплачивает компании часть своего дохода. Такая система отношений выгодна всем ее участникам. У предпринимателя-франчайзи появляется возможность начать свой бизнес с минимальными рисками, причем не с нуля, а под известным брендом, завоевавшим лояльность потребителей. Компания-франчайзер может таким путем с минимальными издержками в короткие сроки выйти на новые рынки, расширить свою сеть и обеспечить ей успех за счет высокой эффективности и заинтересованности предпринимателей-франчайзи.

Таким образом, франчайзинг — партнерство большого и малого бизнеса. В нем, с одной стороны, представлена энергия и личная ответственность отдельных предпринимателей, с другой — коммерческая мощь, ресурсы, технологический и управленческий опыт больших компаний. Для всех сторон, участвующих в проекте, — это хороший шанс заработать на идее, не раз доказавшей свою эффективность на практике.

Перечисленные возможности франчайзинга обеспечили его огромную популярность, сделали одним из наиболее распространенных и эффективных механизмов ведения бизнеса в мире. Франчайзинговые сети успешно работают в Европе и США, где объемы продаж через франчайзинговые сети исчисляются в триллионы долларов, а в последние 10 лет — в России, Украине, Прибалтике. Франчайзинговые сети составляют около 40% всех мировых розничных продаж и около 20% ВВП. Темпы роста франчайзинговых компаний, как в Европе и США, так и в России и Украине, в последние годы увеличиваются в геометрической прогрессии.

К сожалению, рынок франчайзинга в нашей стране нельзя назвать активно развивающимся. Скорее, он находится на стадии становления. Возможно, это связано с тем, что правовые основы франчайзинга в Беларуси появились только в 2005 г. со вступлением в силу Закона от 18.08.2004 № 316-З. Им была введена в Гражданский кодекс новая редакция главы 53, содержащая определения договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), его предмета и формы, условия такого договора, права и обязанности правообладателя и пользователя. В статье 9101 ГК предусмотрено, что договор франчайзинга заключается в письменной форме и подлежит регистрации в патентном органе в порядке, установленном законодательством. Данный порядок определен постановлением Совмина от 21.03.2009 № 346.

По данным Национального центра интеллектуальной собственности Республики Беларусь, который в соответствии с постановлением № 346 уполномочен производить регистрацию договоров франчайзинга, с 2005 по 2012 годы в нашей стране зарегистрировано всего 135 таких договоров, причем более трети из них уже прекратило свое действие. Это, конечно, не более чем скромные показатели. Даже если предположить, что в реальности число покупок франшиз, с учетом незарегистрированных, в 3–4 раза больше, то рынок все равно остается практически свободным, особенно в регионах.

Общее количество франчайзеров, продавших комплекс принадлежащих им прав по указанным договорам, составило не более 40. Более половины из них — белорусские компании, остальные — зарубежные компании из Бельгии, Чехии, Кипра, Германии, Финляндии, Италии, Литвы, Мальты, Нидерландов, России, США. В числе примеров франчайзинговых сетей, работающих в Беларуси, можно назвать: в сфере общественного питания — T.G.IFriday’s и «Штолле», розничной торговли — Opinions; «БелМаркетКомпани»; НТС; «Оранжевый верблюд», услуг — Six Continents Hotels (Crowne Plaza Minsk), «Горячие туры».

Между тем в развитии франчайзинга заинтересованы как государство, так и бизнес, особенно малый и средний. В последние 2 года этот рынок начал активизироваться. В конце 2011 г. в целях популяризации и распространения этого инструмента в Беларуси была создана Ассоциация франчайзеров и франчайзи «БЕЛФРАНЧАЙЗИНГ». За 2012 г. франчайзинговым агентом Ассоциации привлечено более 50 иностранных компаний, заинтересованных в развитии своих сетей в Беларуси. Было проведено более 35 мероприятий, направленных на популяризацию возможностей франчайзинга для начала и развития бизнеса.

Ассоциация включена в государственную программу по развитию предпринимательства на 2013–2015 годы.

Выросла осведомленность и заинтересованность белорусских предпринимателей в начале собственного бизнеса через покупку франшизы. Можно выделить определенные тенденции запросов: в крупных городах наблюдается высокий спрос на иностранные бренды с нестандартным торговым предложением (специализированные заведения питания; услуги, ориентированные на определенный сегмент потребителя; производственные франшизы; пакеты франшиз), а в небольших городах в основном интересуются концепциями, не требующими крупных финансовых вложений. Здесь наибольший интерес представляют предложения успешных белорусских компаний, которые приняли решение развиваться через франчайзинг.

Растет число успешных белорусских компаний, которые рассматривают франчайзинг как способ развития своих товаропроводящих сетей в Беларуси, позволяющий эффективно и с минимальными издержками наращивать свое присутствие на внешних рынках.

Сегодня начинается создание инфраструктуры белорусского франчайзинга, появляются возможности внешнего финансирования франчайзинговых проектов, растет число компаний, готовых осуществить обслуживание и поддержку участников рынка.

Все эти тенденции будут рассматриваться на форуме «Франчайзинг Беларусь – 2013», который пройдет 14 февраля 2013 г. в Минске. Это мероприятие, организованное Ассоциацией «БЕЛФРАНЧАЙЗИНГ» при поддержке белорусских и иностранных партнеров, станет первым в республике, посвященным франчайзингу в Беларуси.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА, руководитель Ассоциации «БЕЛФРАНЧАЙЗИНГ», сертифицированный франчайзинговый консультант