$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

УСПЕХ ЗАВИСИТ ОТ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ©

30.03.2012

Можно ли гарантировать успех «народных» IPO? Каковы в целом перспективы таких проектов в Беларуси? С этими вопросами «ЭГ» обратилась к ассоциированному партнеру по развитию международного бизнеса «ИК «ЮНИТЕР» Даниэлю КРУТЦИНЕ.

— Обычно государство затевает проекты «народных» IPO для того, чтобы в приватизации госпредприятий участвовали средства граждан и частного бизнеса. Широкий пул инвесторов формируется сознательно, через продажу мелких пакетов. При этом организаторы активно разъясняют выгоды от участия в проекте. Население принимает решение о том, поддержать ли такой проект своими сбережениями, ориентируясь прежде всего на прежнюю дивидендную политику конкретного акционерного общества. Кроме того, для мелких инвесторов всегда важен высокий уровень защиты своих прав. В Беларуси этот аспект, пожалуй, станет одной из главных проблем для «народных» IPO.

Общепринято, что проведение первичных размещений требует от эмитентов высоких стандартов корпоративного управления, развитой местной инфраструктуры фондового рынка. Население должно быть уверено в том, что местная биржа — эффективная площадка для совершения сделок, где есть возможности получения более полной информации об эмитентах, консультаций о том, держать или продавать бумаги конкретного общества. Развитие инфраструктуры биржи помогает формировать доверие местных инвесторов. Одновременно важно наличие альтернативных механизмов размещения средств, их сопоставимая доходность: доходность по акциям «народных» IPO должна быть не ниже, чем по банковским депозитам.

Если продаются миноритарные пакеты и при этом отсутствуют политика защиты прав мелких собственников и история выплат дивидендов конкретным предприятием, то у потенциальных инвесторов нет уверенности в том, стоит ли вкладывать свои деньги. Ведь непонятно — будет ли доля со временем расти в цене и появится ли какой-то доход в ближайшей перспективе. Хорошие шансы появляются, если известно, что через 2 года конкретное АО планирует продажу своего бизнеса стратегическому инвестору.

В Беларуси у населения пока отсутствует культура вложения средств в акции и очень силен негативный опыт 90-х годов, когда низкодоходные акции получались в обмен на чеки «Имущество». Копеечный доход по практически неликвидным бумагам разочаровал. К тому же отсутствуют альтернативные инструменты инвестиций, из-за чего, на мой взгляд, в стране «перегрет» рынок недвижимости.

— Даниэль, в России мы наблюдали неудачный опыт ряда «народных» IPO. Получается, что гражданам нужно быть готовыми к рискам падения стоимости акций на вторичном рынке — ведь обратный выкуп, который провел ВТБ-Банк, скорее исключение, чем правило. Как такие риски оценить и застраховаться от них?

— Это сложно. Например, при проведении IPO крупных компаний желательно одновременно вести размещение их акций не только на известной зарубежной фондовой площадке, но и на внутреннем рынке. Организаторы размещений — международные компании, инвестбанки — понимают, как следует развивать региональные рынки ценных бумаг, и к их советам следует прислушиваться.

Можно позаимствовать опыт Польши, которой удалось развить свой фондовый рынок. В этой стране получены позитивные примеры проведения «народных» IPO, но для этого должны функционировать местные инвестиционные фонды, необходимо «правильное» законодательство с высоким уровнем защиты прав миноритариев — все это создает ликвидность на бирже. Когда комфортная регуляторная среда создана, тогда население чувствует, что может безопасно вложить свои деньги и, если кому-то не понравится изменение курса купленных акций, то нет проблем безболезненно их продать — так предусмотрен выход из инвестиционных проектов.

Пример неудачного «народного» IPO российского ВТБ говорит о том, что население не поверило в этот проект.

Оксана КУЗНЕЦОВА