$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

УСПЕХ ПОД КОПИРКУ©

22.02.2013

Мировой рынок франчайзинга демонстрирует устойчивый рост. После мирового финансового кризиса в развитых странах более 45% всех продаж ведется через франчайзинговые сети. Франчайзинг используется более чем в 75 сферах бизнеса — от фаст-фудов и ресторанов до операций с недвижимостью и юридических услуг. В 80 странах, где распространен франчайзинг, франчайзинговые компании создают 13% валового национального продукта. Пути присоединения белорусского бизнеса к этому процессу обсудили участники форума «Франчайзинг — Беларусь 2013».

По экспертным оценкам, в среднесрочной перспективе уже половина всех продаж будет вестись через франчайзинговые сети. Это объясняется высокой степенью устойчивости и эффективности данного вида бизнеса. Рентабельность франчайзингового бизнеса намного превосходит рентабельность обычного независимого предприятия. По данным IFA, средняя рентабельность инвестиций за первые 10 лет работы составляет более 600%, а для обычных независимых предприятий за аналогичный период — только 300%. Доля банкротов во франчайзинге в первые 3 года составляет менее 5%.

Для малого бизнеса франчайзинг особенно привлекателен. Покупая франшизу, можно получить доступ к опробованным методам ведения бизнеса, использованию раскрученного бренда, фирменного стиля. Одновременно франчайзи получает от партнера методические материалы, инструкции, технологии, обучение, а иногда — материалы и оборудование. Франчайзер часто становится гарантом при оформлении кредитов или лизинга. В дальнейшем он продолжает оказывать консультационную поддержку, а снабжение франчайзи материалами, товарами, комплектующими происходит централизованно и по специальным ценам.

Количество франчайзеров на международном рынке ежегодно увеличивается. Основная их часть (38%) зарегистрирована в странах Азии, тогда как в Европе — 35%, Северной Америке — 11%. В наименьшей степени франчайзинг распространен в Африке и, к сожалению, — у нас в Беларуси. Наибольшее количество брендов сейчас зарегистрировано в Азии (15,1 тыс.), где годовой оборот франчайзи составляет 48 млрд. USD, в Европе — 14,2 тыс. брендов и 52,5 млрд. EUR, Северной Америке — 4,4 тыс. и 2,95 трлн. USD. В 2010 г. в мире насчитывалось 16,5 тыс. франчайзеров и 1,2 млн. франчайзи.

По данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), в России зарегистрировано 27 тыс. объектов франчайзинга, в которых занято 480 тыс. чел., действуют 890 франчайзеров. Годовой оборот этих операций — 4,5 млрд. USD. При этом наибольшая доля российских франчайзи (46%) работает в торговле, в общепите — 22%, в бытовом обслуживании — 11%, в сфере развлечений и туризма — 7%, в услугах для бизнеса — 5%. Согласно исследованиям, наиболее востребованы франшизы стоимостью до 30 тыс. USD (35% всех франшиз), на втором месте — до 50 тыс. USD (30%). Франшизы стоимостью до 100 тыс. USD приобрела пятая часть предпринимателей, до 500 тыс. USD — 10%. По прогнозу РАФ, до 2020 г. ежегодный прирост объектов франчайзинга будет составлять 35% и достигнет 93,8 тыс., а ежегодный прирост численности занятых в этом бизнесе — 18%. Ожидается, что доля франчайзинга в мировом ВВП через 7 лет составит 5%, а в США — даже 15%.

Доля Беларуси здесь весьма скромна — возможно, потому, что правовая основа франчайзинга у нас появилась только в 2005 г. Известных брендов на нашем рынке пока мало, да и своих выросло немного. В качестве примеров франчайзинговых сетей, работающих в Беларуси, можно назвать «Штолле», T.G.IFridays, Tom Tailor, «Горячие туры», ООО «Электросервис и Ко» (около 20 договоров), ООО «ТОТЛЕР», ООО «Оранжевый верблюд». Международных договоров заключено немного. Среди самых известных — соглашение сервисного франчайзинга с латвийской фирмой «КПМГ Болтикс СИА» (аудиторские услуги), договора с участием ресторана «Фрайдис», сети салонов Opinions (правообладатель «Опинионс Лимитед» (Кипр), «Сикс Континентс Хотелс, Инк.» (США) — с иностранным частным унитарным гостиничным предприятием «МИНСК ПРИНЦЕСС ОТЕЛЬ», АО «ИРАДА» (РБ) и «Crown Plaza». А вот такие всемирно известные транснациональные корпорации, как McDonald’s и Coca-Cola, в Беларуси по классической франчайзинговой схеме не работают.

Активно используют франчайзинг ЗАО «Милавица», имеющая более 500 торговых точек — франчайзи за рубежом, сети супермаркетов «Родная сторона» и «Белмаркет».

По оценке специалистов, белорусские предприниматели в небольших городах интересуются концепциями, не требующими крупных финансовых вложений. Невысокий уровень конкуренции и возрастающие ожидания потребителей создают хорошие условия для вхождения как национальных, так и иностранных франчайзеров в регионы Беларуси.

О заинтересованности представителей малого и среднего бизнеса в привлечении иностранных франшиз и в продвижении собственных разработок говорит опыт Ассоциации «Белфранчайзинг». Например, во II полугодии 2012 г. в ассоциацию обратились более 80 предпринимателей, интересующихся франчайзингом, из них 12 сейчас находятся в процессе оформления договоров с франчайзерами.

К настоящему времени на отечественном рынке представлены 42 франчайзера (действуют — 32) и 121 франчайзи. По мнению экспертов, если учитывать и незарегистрированные в НЦИС договоры, то объектов франчайзинга в нашей стране по крайней мере втрое больше. Отраслевая структура следует мировым тенденциям: 90 договоров зарегистрировано в розничной торговле, 16 — в общепите, 21 — услуги для населения, 8 — услуги для бизнеса. При этом большинство франчайзеров — белорусские компании (22), 4 из Литвы, 3 — из США, остальные — из Бельгии, России, Италии.

Поскольку в нашей стране поздно появилась возможность заключения договоров франчайзинга, то запаздывает и приход глобальных брендов, уже утвердившихся на соседних рынках. Тут есть и положительный аспект: использовать технологии франчайзинга наши бизнесмены могут, опираясь на опыт соседей. Руководитель Ассоциации «Белфранчайзинг» Ольга Леонтьева считает, что это традиционный путь развития: в Беларуси работает достаточно много иностранных компаний, готовых предоставлять свои технологии нашим предпринимателям. Ассоциации удалось привлечь более 60 зарубежных фирм, заинтересованных в открытии дочерних предприятий в нашей стране. В базе данных потенциальных франчайзи сегодня находятся около 100 предпринимателей, которые ищут подходящую франшизу.

С крупнейшими белорусскими банками Ассоциация ведет переговоры о том, чтобы в этом году на отечественном финансовом рынке появились кредитные продукты для покупки франшиз.

Оксана КУЗНЕЦОВА